Суть родительских прав (обязанностей). — Право на воспитание — это предоставление обоим родителям возможности лично воспитывать своих детей. Данное право является приоритетным перед всеми другими лицами. Кроме того, в обязанность родителей входит обеспечение получения детьми основного общего образования (то есть 9 классов общеобразовательной школы), родители имеют право выбирать формы обучения и вид образовательного учреждения для своих детей.
Решение данного вопроса предполагает согласованность действий родителей, которые обязаны руководствоваться интересами детей, учитывая, по возможности, их мнение. Родители обязаны оказывать ребенку помощь в отношениях с третьими лицами, поэтому законодательно за ними закреплено право на представительство.«.Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношении с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий», — провозглашает закон (ст.64 Семейного Кодекса РФ).
Однако право представлять права и интересы своего ребенка имеет каждый из родителей при условии, если он не лишен родительских прав и обладает дееспособностью для совершения юридических действий. По согласованию родителей (в каждом конкретном случае) решается, кто именно из родителей должен представлять ребенка.
- Орган опеки и попечительства решает возможные разногласия или иные случаи.
- Если органом опеки и попечительства будет установлено, что интересы родителей и ребенка не совпадают, родители лишаются права представлять интересы ребенка.
- В подобной ситуации права и интересы детей представляет специально назначенный органом опеки представитель ребенка.
Родители имеют право выбирать способы (средства и методы) воспитания при осуществлении родительских прав, однако при этом п.1 ст.63 Семейного Кодекса устанавливает некоторые ограничения. Законом четко определена цель воспитания, а именно — забота о здоровье детей, также как и о физическом, психическом, нравственном и духовном их развитии.
- Также, запрещено исполнение родительских обязанностей в противоречии с интересами детей.
- Последние подразумевают, согласно семейному праву, обеспечение детям полноценного воспитания и надлежащих условий их развития.
- Согласно ст.65 Семейного Кодекса РФ «.при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей». Данное положение вытекает из сущности родительских прав (о них говорилось выше), которые представляют собой не только меру возможного, но и меру должного поведения.
Что должны делать дети по отношению к родителям?
Отношения между родителями и детьми – почти всегда серьезная проблема семейных отношений. Особенно, если это уже взрослые дети. К сожалению, каждого ребенка прямо с пеленок учат всему, кроме главного – быть хорошим родителем. И напрасно: трудные отношения детей с родителями – это всегда психологическая и душевная травма, могущая не только привести к серьезной депрессии, но и сломать, разрушить самый главный инстинкт – инстинкт самосохранения.
- И когда уже разрушены не только отношения между детьми и родителями, но и жизнь, уже нет смысла выяснять, что родители должны давать своему ребенку, а чем дети обязаны своим родителям.
- Попытаемся понять, как должны родители воспитывать своих детей, и как обязаны дети выполнять свой долг перед родителями.
Я не навязываю никому свое мнение и не утверждаю, что именно ТАК нужно понимать права и обязанности детей и родителей, это только мое мнение, и мои логические выводы. Я человек неверующий в общепринятом понимании этого слова, но чту общечеловеческие законы (которые принято называть христианскими) и руководствуюсь общечеловеческой моралью и понятием нравственности.
Конечно, как и все, я не безгрешна, и допустила очень много ошибок в воспитании теперь уже взрослых своих детей и пока маленьких внуков. Тем более, осознавая это, думаю, что имею право написать эту статью и изложить в ней свое мнение по поводу взаимоотношений между родителями и детьми. Давайте сначала выясним, как должны родители понимать свою роль в воспитании детей.
В чем заключаются их обязательства по отношению к детям, и когда родители должны дать своим детям право на самостоятельные решения. Не будем касаться законов об отношениях между родителями и детьми, которые закреплены в Конституции и других законодательных государственных актах.
- Это не ставится под сомнение.
- Да, родители обязаны воспитывать своих детей и заботиться о них.
- Но: детях несовершеннолетних, или учащихся дневных учебных заведений, то есть, не имеющих собственного заработка.
- Но и в этом случае надо четко понимать, что значит «забота» и «воспитание».
- Обычно родители видят в своем ребенке продолжение себя, свою маленькую копию, как возможность реализовать свои мечты и исправить ошибки свой жизни.
Но дети – не родительские клоны! Каждый человек рождается со своим, уникальным набором генов, со своими собственными привычками, темпераментом, склонностями. Пусть даже похожие внешне «как две капли воды», на своих родителей, они содержат в себе генетическую информацию многих поколений, как со стороны матери, так и отца.
И, по меньшей мере, глупо пытаться сделать из них себя, только «лучше, способнее, воспитаннее, образованнее» Результат может быть совершенно обратным! Гены, как говорится, пальцем не выковырнешь, помните, как король из «Обыкновенного чуда» страдал от своих ужасных предков? Это, конечно, шутка, но ведь известно, что в каждой шутке лишь доля шутки.
Есть и другие «привычки» родителей относиться к своим детям, как к очистителю от отрицательной энергии. Мы держимся на работе, «держа лицо» перед сослуживцами, сдерживаем себя в магазине, когда нам хамят, в транспорте И, придя домой, выплескиваем на детей весь свой накопившийся за день негатив.
Да еще приговариваем при этом: «ты должен, ты обязан, мы тебя родили, ты наш должник» Да ничего дети не должны своим родителям! Разве они просили, чтобы их родили? Разве могут выбирать родителей? Хорошо, если достались любящие и ласковые, а если наоборот? Чем они виноваты, что судьба родителей сложилась так, а не иначе? Чья вина в том, что рождение детей оказалось не вовремя, не к месту, или, вообще, случайностью ? И за то, что родители когда-то недостаточно реально оценили свои возможности и последствия рождения детей, дети оказались перед ними в вечных должниках? Дети – не бесплатные домашние рабы! Нет у них никакого долга по рождению перед родителями! Родители должны (и по закону, в том числе) заботиться и ухаживать за детьми, потому что рожают детей для себя, и не нужно требовать от детей вечного возврата долга.
При такой постановке вопроса долг этот никогда выплачен не будет! А, значит, вечно связанный по рукам и ногам ребенок, даже вырастая, никогда не будет чувствовать себя свободным и независимым, он будет мыслить и действовать не по своему усмотрению и желанию, а с оглядкой на мнение родителей.
А это неправильно. Прогресс в том и заключается, что каждое новое поколение должно быть более умным и развитым, более свободным в своем мышлении и сознании, чем предыдущее. И ДЕТИ ОБЯЗАНЫ быть умнее своих родителей, это закон природы. И навязывать детям свое мнение – значит, тормозить его развитие и толкать общество к регрессу.
И, может, именно поэтому подрастающие дети так стремятся вырваться из-под мелочной опеки, потому что подсознательно чувствуют, что родители не дают им развиваться, заставляя жить по своей указке, в соответствии со своими представлениями о жизни. Они, родители, по-прежнему живут понятиями прошлого, а их дети формируют понятие настоящего.
И этот процесс бесконечен – дети детей также будут умнее своих родителей и значительно умнее дедушек и бабушек. Родители должны это понимать и давать своим детям право мыслить самостоятельно. Даже в самом раннем возрасте, совершая ошибки, чтобы потом, во взрослой жизни, не совершать ошибок больших, из-за неразвитости мышления и способности делать правильный выбор,
И еще немного о том, что должны родители. Родители – это обычные люди, которые имеют свой темперамент и характер. Помимо семьи, они живут еще и в обществе. Но вот в обществе мы ведем себя с другими людьми, учитывая их темперамент. С холериками и меланхоликами стараемся находиться как можно меньше времени, чтобы сохранить свою энергию.
По этой же причине ограждаем себя от чрезмерного влияния энергетического вампира. А что же дома? Разве дома энергетический вампир перестает быть таковым? Наоборот, если в обществе он еще сдерживается, то уж «при своих» отрывается на всю катушку, уверенный, что его поймут и простят. И понимают, и прощают.
Или не понимают, и не прощают, и в этом случае семья распадается, супруги разводятся, а ребенок «развестись» с родителями не может ни в юном возрасте, ни в старости, когда все свойства характера обостряются и могут принимать болезненные формы. Он несет свой крест, считая себя вечным должником перед родителями за единый факт своего рождения, и дети обязаны терпеть и родительский эгоизм, и родительское хамство, и откровенные издевательства над собой.
Так считают и родители, внушившие своим детям такое понимание «долга», и как будто испытывают свое дитя на прочность, пускаясь «во все тяжкие», требуя исполнения своих, иногда попросту, безумных и диких, прихотей, или требуя, чтобы выросшие дети жили только в соответствии с их представлениями о жизни.
Как будто дети – это возможность родителей прожить свою жизнь заново, набело. А у детей есть своя жизнь, и ей они должны жить, а не жизнью родителей. Вот так и получается, что из-за эгоизма родителей возникают вечные конфликты между родителями и детьми.
И решить эти конфликты «мирным путем» почти никогда невозможно, только если кто-то не поступится, не пожертвует своим мнением в пользу другого. Почему-то чаще всего страдают дети. Наверное, в силу того, что с детства в них вбита мысль, что дети обязаны перед родителями своей жизнью. А что же, у детей вообще нет обязательств перед родителями? Есть, и они очень четко прописаны в той же Конституции: дети обязаны содержать престарелых родителей, заботиться об их здоровье, помогать им в их немощности.
И ни слова нет о том, что дети обязаны «слушаться» и подчиняться мнению родителей, если они достигли совершеннолетия и способны обеспечивать себя материально. Да, большинство выросших детей сознают это, но не могут заставить себя вступать в откровенный конфликт и разрыв отношений со старыми родителями.
Почему-то принято считать, что все старики – «божьи одуванчики», принимающие «на ура» любые знаки внимания своих детей, А это все те же люди обычного общества, в котором есть и меланхолики, поражающие все вокруг желчью и унынием, и склочники, и завистники, и те же энергетические вампиры. И с возрастом свойства характера и темперамента не изменяются, а лишь обостряются.
Они требуют, настаивают, заставляют, угрожают, шантажируют Все, как и в трудоспособном возрасте, но от недостатка общения – в более открытой форме. Поэтому не спешите наклеивать ярлыки на «черствых и бездушных» детей, отрекающихся от своих родителей. Все в жизни бывает.
И родители бывают всякие, даже те, которые отрекаются от своих детей, выгоняют из дома, проклинают – только за то, что те посмели ослушаться родителей, отказавшись выполнять их прихоти. Мы привыкли быстро красить весь мир в белый или черный цвет, не признавая полутонов и оттенков. И легко решаем чужие проблемы: если родитель отказался от взрослого ребенка – виноват родитель, взрослый сын порвал отношения с родителями – виноват сын.
А вникать в чужие проблемы не хочется никому – своих хватает. И взрослые дети помогают, ухаживают, заботятся, обеспечивают. В память о том светлом и добром, что дали родители, в память об их молодости и своем детстве. Несут свой крест, забывая об отдыхе, о полноценных выходных, отказывая себе в возможности жить собственной жизнью, принося в жертву свою семью, своих детей.
- Вот только преклоняться и уважать «по обязанности» они не могут.
- Предвижу гневные проповеди по поводу моего «неправедного» мнения.
- Но давайте не будем лицемерами по отношению хотя бы к себе.
- Легко стоять на высокой трибуне и размахивать флагом гуманности, призывая к прощению и чувству долга.
- Легко любить, получая в ответ любовь и понимание, без вечных обвинений неизвестно в чем и обид неизвестно за что.
Не всем достаются счастливые семьи, в которых царят мир, согласие, понимание и уважение чужих понятий и представлений о жизни. Не все понимают, что родители должны не только любить, но и уважать своих детей. И не все понимают, что дети обязаны ухаживать и содержать немощных своих родителей.
Почему нельзя бить и кричать на ребенка?
Чем опасно бить ребенка? — Жестокое обращение с ребенком вызывает необратимые изменения его психического, а порой и интеллектуального развития, формирует неврозы, фобии, панические атаки и соматические проявления. Насилие искажает восприятие реальности – дети, часто подвергающиеся насилию, уходят в мир своих фантазий.
Почему не надо кричать на детей?
72251 7 минут Опубликовано: 16 марта 2021 Все родители согласятся, что кричать на ребенка нельзя, но бывают случаи, когда сложно сдержать эмоции. Тем не менее, родителям следует запастись терпением и научиться брать себя в руки в момент, когда ребенок не слушается. Ваш крик не принесет ему пользы, только вызовет негативную реакцию и последствия.
Поэтому лучше сделайте глубокий вдох — выдох, вспомните, что испытает ребенок, если вы на него накричите, а затем объясните ему спокойным тоном, почему так делать нельзя. В нашей статье мы расскажем о вреде крика для психики ребенка. А кандидат педагогических наук, учитель – логопед высшей категории Ольга Николаевна Грачева даст несколько важных советов, как найти подход к ребенку.
Как ребенок реагирует на крик? Последствия крика родителей очень опасны для детей: Крик родителей заставляет ребенка уйти в себя, закрыться, стать глухим к любому обращению взрослых. Крик мамы или папы только усиливает гнев и раздражительность ребенка.
И он, и родители начинают злиться, в итоге всем сложно остановиться. А результатом может стать сломленная психика ребенка, неуравновешенность, и в дальнейшем ему будет очень сложно находить общий язык со взрослыми. Крик может настолько испугать ребенка, что он начнет заикаться. Повышение голоса действует на ребенка иначе, чем на взрослого.
Крики родителей, вызывающий у ребенка чувство страха, заставляет его прятать проявление эмоций. В результате чего во взрослой жизни это может спровоцировать резкую агрессию и неоправданную жестокость. Если родители будут кричать на ребенка, то он перестанет им доверять, особенно это страшно в подростковом возрасте.
- Криком ребенок будет выброшен из семьи, его поведение станет девиантным.
- Он начнет искать выход из проблем на «улице», его будут подстерегать опасности – алкоголь, наркомания, дурные компании.
- У ребенка будет сломлена воля, он уже не сможет противостоять агрессии внешнего мира.
- Психологи в таком случае констатируют, что эмоционально-волевое состояние ребенка неадекватно.
Это очень серьезное психическое отклонение. Родителям нельзя кричать на детей и в их присутствии, поскольку они впитывают их манеру поведения. Ребенок, когда вырастет, будет также вести себя с родителями и другими людьми. Физиологическая реакция организма на крик Во время крика вы и ребенок сердитесь, у вас повышается уровень гемоглобина и адреналина. Затем вы вместе испытываете расстройство и усталость. В этом момент у вас резко понижается гемоглобин и адреналин, желудок вырабатывает разъедающий сок, происходит спазм капилляров, нарушаются обменные процессы.
Фактически, вас избили, поскольку в кровь поступили точно такие же вещества, как при избиении. Как правильно родителям общаться с ребенком? «Крик родителей на детей, конечно, недопустим, — рассказывает кандидат педагогических наук Ольга Николаевна Грачева. – Крик – это состояние отчаяния, безысходности, скорее это мольба о помощи.
В праве ли мы направлять ее в адрес ребенка? Мы должны сами справляться с ситуацией, а не ребенок. Ребенка не нужно воспитывать. Ему будет достаточно, если взрослый будет делиться с ним опытом своего сердца, если мы говорим о человеке в возрасте. Или передавать ему свои положительные эмоции, заряжать позитивом, если мы говорим о человеке активного возраста.
Психологи и педагоги не призывают принуждать ребенка к чему-то, они призывают родителей проживать интересные часы жизни вместе с детьми, забывая о своем возрасте, общаясь и выстраивая отношения в совместной деятельности и общении. Тогда взаимопонимание будет найдено. У родителей и детей должны с детства складываться доверительные отношения, чтобы ребенок не боялся поделиться с ними любой своей проблемой.
Часто дети этого не делают, поскольку боятся, что родители их не поймут и будут ругать. С детьми надо разговаривать простым, понятным языком, без иронии и подтекста. Если вы не можете справиться с ситуацией, то лучше обратиться к специалистам. Иногда несколько занятий с невропатологом, логопедом, дефектологом, психологом помогут решить проблему, или хотя бы изменить ваше отношение к ней». Роль спорта в становлении характера ребенка Занятия спортом очень хорошо влияют на становление характера ребенка. Спорт с самого детства формирует положительный настрой, интерес и мотивацию, воспитывает волю и целеустремленность. Моторика – это базовый компонент, на котором строится личность, ее умственное, психологическое, эмоциональное развитие.
Занятость ребенка в спортивной секции часто помогает родителям избежать серьезных конфликтов с детьми, особенно по мере их взросления. Это связано с тем, что спорт формирует у детей правильные убеждения и ценности, помогает сгладить кризисы возраста, направляет по верному пути развития и не позволяет поддаваться негативному влиянию окружающей среды.
Ответственность за благополучное психологическое развитие детей берет на себя тренер, который должен выбирать правильный педагогический подход. К сожалению, в профессиональном спорте дети нередко сталкиваются с тем, что тренер на них кричит. Безусловно, такой подход не улучшает результаты спортсменов, наоборот, травмирует их психику, пугает и отбивает любовь к спорту.
- Ребенок становится нервозным, неуверенным в себе, боится допустить ошибку.
- Это состояние, наоборот, приводит к нервным срывам и поражениям.
- Кроме того, испытав в детстве такие методы воспитания на себе, во взрослом состоянии человек невольно будет также общаться с другими людьми и, даже, с детьми.
- Но спорт, в первую очередь, должен приносить детям радость и удовольствие от занятий, позитивно влиять на становление личности.
Именно такой метод преподавания используют тренеры Европейского Гимнастического Центра, Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие, Все статьи
Что нельзя делать ребенку дома?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 99 Правила безопасности для детей Уважаемые заботливые родители! Вы ответственны за безопасность ваших детей от самого их рождения. Закладывайте понятие безопасности в ребенке с «младых ногтей», как только вы поймете, что ваш малыш «вездесущий». Маленький ребенок еще не понимает строгих запретов.
- Зато уже к году у детей хорошо развито понимание речи взрослого, а к 2,5-3 годам дети, как правило, знают, что, если дотронуться до горячего чайника или утюга, то пальчикам станет больно, и что острыми предметами можно порезаться.
- Поэтому, во-первых, постарайтесь представить себя на месте ребенка, посмотреть на все вокруг с его роста и максимально обезопасить свой дом, еще раз проверив обустройство детской комнаты и всего жилища в целом.
Во-вторых, спокойно, без крика и доступными словами научитесь рассказывать детям, что можно получить серьезную травму или создать взрослым большие неприятности, если не выполнять мамины и папины «нельзя».
- Правила безопасности в доме
- Какие неприятные истории могут произойти дома? Ребенок может:
- — пораниться режущими и колющими предметами: все ножи, ножницы, шпильки, иглы, спицы, отвертки должны храниться в порядке, ребенок их не должен брать;
— обжечься, ошпариться горячими жидкостями: ручки кастрюли, сковороды не должны попасть в руки малыша. Посуду с горячей едой и чайник следует ставить подальше от края стола и плиты. Если чайник электрический, то ребенок должен знать, что за шнур тянуть нельзя;
- — экспериментировать с электричеством: нужно строго-настрого запретить засовывать что-либо в розетку (палец, вилку, отвертку, шпильку), поэтому лучше будет поставить на всех розетках заглушки и не разрешать ребенку включать приборы;
- — отравиться: таблетки, косметические средства, бытовая химия и чистящие жидкости должны храниться вне досягаемости ребенка, например, в шкафчике с замком. К этим веществам, а также к алкоголю, уксусу малыш вообще не должен прикасаться, ведь он может подумать, что это можно выпить;
- — упасть с высоты, ушибиться: все предметы, которые могут понадобиться ребенку (игрушки, книжки, раскраски, карандаши) должны находиться на низких столиках или в специальной тумбочке, но не на высоте, не на самой высокой полке шкафа или сверху на холодильнике;
- — выпасть из окна или с балкона: вы должны быть уверены, что дверь на балкон надежно закрыта и что ребенок не сможет самостоятельно открыть окно или форточку, даже если они закрыты москитной сеткой.
Все эти неприятности с детьми могут случиться, когда вас дома нет, и даже тогда, когда вы с ними в одной комнате. Если вам приходится на некоторое время оставлять 4-5-тилетних детей одних, то научите их соблюдать главные правила безопасности для детей дома.
Просто объясните, что можно и что нельзя делать дома. Ежедневно следите, чтобы все потенциально опасные для малыша предметы не смогли причинить детям вреда. Если не можете уделить время малышу, то займите его полезным делом: пускай рисует, лепит, собирает пазлы или конструктор, читает, а не тыняется без дела.
Так вы будете уверены, что детское здоровье будет в порядке, и ваша нервная система будет спокойна. Мой дом – моя крепость Очень важно, чтобы ребенок усвоил: пока он дома, то он находится в относительной безопасности. Он не должен открывать дверь незнакомым ни под каким предлогом.
Тем более, если они представятся знакомыми родителей или соседями. По телефону нельзя никому сообщать, что он дома один. Если есть домофон, то открывать дверь только, если полностью уверен, что просят открыть родные, а не чужие люди. Как действовать в экстренной ситуации Очень важно научить детей, как вести себя при возникновении пожара.
Главное упущение взрослых – это то, что они оставляют в доступных местах спички, зажигалки, бенгальские огни, фейерверки. Но возгорание может случиться также в соседней квартире или из-за неисправности электроприборов в вашем доме. Объясните ребенку, что небольшой огонь можно затушить, если накрыть пламя большим покрывалом или залить большим количеством воды.
- Если это не удалось, и огонь быстро распространяется, то нужно немедленно покинуть дом и сообщить пожарной службе или взрослым.
- Если неизвестно, где пожар, а в доме полно дыма, то ни в коем случае нельзя пытаться спрятаться.
- Следует прикрыть лицо тканью и срочно двигаться ползком к выходу.
- Идеальный вариант – научить ребенка пользоваться мобильным телефоном, чтобы он смог связаться с вами, если будет экстренная ситуация или если надо ответить вам, когда вы позвоните, чтобы узнать, все ли в порядке.
Но тут важно не перегибать палку и не названивать каждые пять минут. Как учить правилам безопасности Самый эффективный способ обучить ребенка соблюдать правила безопасности – обыгрывать с детьми, моделировать различные ситуации, делая в них героями игрушки или же сочинять истории, рисовать в альбоме.
- Можно беседовать с детьми, вспоминая случаи из своей жизни или те, что произошли с вашими родственниками, знакомыми.
- Учите детей быть осторожными и ответственными, а не бояться вашего наказания.
- Обычно родители считают, что они знают основные правила и могут сами все рассказать детям.
- Но никогда не помешает узнать еще больше, то есть прочитать соответствующую литературу, посмотреть тематические фильмы и видеоролики, пригласить для беседы с детьми в детский сад или школу людей, которые профессионально занимаются защитой населения от несчастных случаев – представителей пожарной службы, спасателей, правоохранительных органов, психологов.
И еще. Учите ребенка чувствовать опасность и относиться к своему телу, как к величайшей драгоценности. Помните, как звучит народная поговорка: «У семи нянек дитя без глазу». Так вот. Объясняйте детям при каждом удобном случае, что правила безопасности для детей они должны знать на зубок и всегда и везде быть предельно внимательными! Никто из старших не сможет круглосуточно прийти к ним на помощь в случае чего-то нехорошего.
Почему дети грубят родителям?
Итак, вот причины появления грубости родителям у детей: —
Влияние темперамента (например, холерики чаще высказываются более грубо, чем флегматики). Постоянная стрессовая ситуация (адаптация к детскому саду, конфликт в школе) Неумение решать возникающие проблемы («Ой, ты запнулся о стульчик? Сейчас мы этот стульчик накажем!», «Не получается? Сейчас мама сама все сделает!») Маленький опыт спокойного, вежливого поведения (слишком много мультиков с грубыми выражениями, или постоянным пример такого поведения в семье). Нарушение стиля воспитания (чересчур авторитарный, контролирующий или жестокий стиль воспитания или наоборот, слишком вседозволяющий). Семейные стрессы и конфликт (родители постоянно ссорятся, или бабушка изводит своими претензиями маму, или мама оскорбляет папу)
Если вдруг ребенок начал грубить вам, родителям, в первую очередь попробуйте понять, что изменилось в ваших с ним отношениях.
Когда родители токсичные?
10 признаков токсичных родителей «Кроме права на физическую заботу, дети имеют право на заботу эмоциональную: на уважение их чувств, на адекватное обращение, при котором они могли бы развивать и культивировать чувство собственного достоинства», — пишет психотерапевт Сьюзан Форвард. Токсичные отношения с родителями, напротив, выводят из равновесия, заставляют детей презирать самих себя и жить с постоянным чувством вины.
- Разбираемся в том, как устроены такие отношения и что чувствует ребёнок токсичных родителей.
- Как понять, что родители токсичные? Токсичные родители — это люди, рядом с которыми плохо, и которым плохо самим.
- Они не в состоянии справиться со своей болью и вываливают её на ребёнка в виде угроз, манипуляций, обесценивания.
По сути токсичное общение — это попытка адресовать свою боль другому человеку, но поскольку чувства не осознаются, то и послание получается двусмысленным. Маленькие дети не понимают подтекст, но очень хорошо считывают эмоциональный заряд фразы. Чаще всего токсичные родители сами в детстве были жертвами психологического насилия и «по цепочке» передают искажённые представления о том, как выглядят забота, поддержка и любовь.
К сожалению, они не умеют иначе и редко готовы что-то менять. По тому, как родители взаимодействуют со своими детьми, можно увидеть их собственную психологическую историю. За токсичными фразами всегда скрываются травмы, защиты, искажённые установки и внутренние конфликты самих родителей.1. Взрослые не позволяют ребёнку принимать решение и делать выбор.
Они не уважают его границы: входят без стука, проверяют переписку, запрещают дружить с «неподходящими» детьми. Что чувствует взрослый? Страх потерять контроль. Такой человек ощущает уверенность и собственную ценность, только подавляя тех, кто слабее. Любое проявление самостоятельности воспринимается как угроза авторитету.
- Что происходит с ребёнком? Он живёт с ощущением, что его мнение и желания не имеют значения.
- Часто такие люди вырастают безвольными, не готовыми отвечать за собственный выбор.
- Они не умеют слышать свои желания, не доверяют себе.2.
- Родитель всегда знает лучше.
- Что чувствует взрослый? Страх одиночества и желание контролировать хотя бы одну сферу своей жизни.
Такой взрослый не чувствует собственных границ и часто находится в созависимых отношениях. Матери кажется, что она лучше знает, чего хочет ребёнок, она стремится угодить и предвосхитить его желания. Последствия такого обращения лучше всего описаны в анекдоте «Мама, а я замёрз или проголодался?» Что происходит с ребёнком? У ребёнка крадут собственное «я».
- У него как будто нет психического пространства, в котором могло бы зародиться хотя бы какое-то устремление.
- Он не всегда может отличить собственные желания от родительских.
- Ему незачем преодолевать сложности, чтобы чего-то добиться.
- Человек вырастает с осознанием собственной беспомощности, и при этом в нём много ярости в адрес своих гиперопекающих родителей.3.
Взрослые открыто критикуют внешность ребёнка или его привычки, стыдят за поступки, навязывают придуманные нормы. Что чувствует взрослый? Стыд и, как следствие, — боязнь осуждения и отвержения. Встреча с собственным стыдом настолько болезненна, что родитель ищет источник стыда где угодно, только не в себе самом.
Что происходит с ребёнком? Ребёнок, которого часто стыдят, считает себя недостойным внимания. Он либо пытается заслужить родительскую любовь, либо замыкается в себе, поверив в собственную ненужность.4. Родители обесценивают достижения ребёнка, часто сравнивают его с другими детьми или с собой в детстве.
Что чувствует взрослый? Неудовлетворённые амбиции, стыд за собственную неуспешность, страх разоблачения. Ребёнку одновременно транслируют два послания: «У меня не вышло — так пусть хоть у тебя получится» и «Ты не можешь быть лучше меня». Ребёнок в данном случае не воспринимается как отдельная личность, а только — как нарциссическое расширение родителя или, что хуже, его конкурент.
Что происходит с ребёнком? Его потребности и способности не учитываются. Ребёнок думает, что не нравится родителям таким, какой он есть. Его задача — дотянуться до родительского стандарта. Он пытается доказать родителю, что достоин его любви и одобрения.5. Взрослые запрещают ребёнку проявлять определённые чувства: злиться, плакать, радоваться слишком сильно.
Что чувствует взрослый? Страх встретиться с собственной уязвимостью. Что происходит с ребёнком? Ребёнок чувствует себя неудобным, стыдится своих чувств. Он учится подавлять агрессию и другое «неподходящее» поведение, чтобы соответствовать родительским представлениям о «нормальном».6.
Ребёнок — смысл жизни. Родители чрезмерно услужливы, они делают себя незаменимыми в жизни детей. Что чувствует взрослый? Страх одиночества, отчаяние и разочарование, потеря смысла. Это один из самых коварных видов психологического насилия: он маскируется под заботу, хотя его конечная цель — сделать ребёнка полностью зависимым от родителя.
Что происходит с ребёнком? Ребёнку внушают, что он всем обязан родителям, он без них шагу ступить не может. Такой человек вырастает несамостоятельным, потерянным, не готовым принимать решения.7. Родители меняются с ребёнком эмоциональными ролями, делают его союзником в противостоянии с другими родственниками.
- Что чувствует взрослый? Бессилие, неспособность разрешить конфликт своими силами.
- Ребёнка делают этаким семейным дипломатом, перекладывая на него ответственность за разрешение спорных ситуаций.
- Что происходит с ребёнком? Ребёнок берёт на себя роль взрослого, развивает способность предугадывать эмоции, сглаживать их, учится обманывать и использовать людей.8.
Взрослые ставят условия, манипулируют с помощью обвинений, шантажа, денег. Ребёнку запрещено возражать родителям. Что чувствует взрослый? Отчаяние, страх потерять контроль. Родители впадают в крайности от бессилия. Он злоупотребляет привязанностью и зависимостью ребёнка.
- Что происходит с ребёнком? Он боится быть отвергнутым, чувствует себя бесправным.
- Он думает, что привязанность ненадежна и в любой момент может закончиться.
- Он хочет срочно загладить вину, чтобы избавиться от этого страха.9.
- Взрослые перекладывают на ребёнка ответственность за своё самочувствие или настроение.
Что чувствует взрослый? Потерянность. Такой взрослый не умеет контейнировать собственные эмоции — он размещает их в ребёнке. Что происходит с ребёнком? На него возлагается слишком большая ответственность, которую он не должен нести. У него по сути отнимают право быть ребёнком.10.
Взрослые обвиняют ребёнка в эгоизме. Что чувствует взрослый? Страх остаться без внимания. Такие родители считают, что ребёнок должен думать об их интересах. Возможно, в детстве их игнорировали, и они хотят безраздельно владеть вниманием ребёнка. Что происходит с ребёнком? Он вынужден отодвигать свои потребности на второй план и всю свою жизнь строить вокруг потребностей родителей.
Эти случаи почти безобидны, если случаются однократно. Но если ребёнком пренебрегают системно, это укореняется в детской психике и влияет на его способ взаимодействия с миром. Психотерапевт Нэнси Мак-Вильямс описывает эти процессы так: «Если первоначальным источником знаний для ребенка является воспитатель, который сам глубоко нарушен и примитивно защищается, который, оставив попытки почувствовать безопасность или значимость, использует слова не для выражения истинных чувств, а для манипулирования, то последующие взаимоотношения ребенка с людьми не могут быть ненарушенными».
- Что делать? Как вести себя с токсичными родителями? Взрослые дети токсичных родителей всегда стараются найти объяснения происходящему, пытаясь сделать его менее болезненным.
- Обвинить себя проще, чем осознать ужасающий факт: родители тобой пренебрегали.
- Сложно поверить в то, что человек, которому ты безоговорочно доверяешь, на самом деле игнорирует твои чувства, соревнуется с тобой, использует тебя в эгоистических целях.
Принятие на себя вины за абьюз — для ребёнка токсичных родителей способ выживания. Он вынужден играть по тем правилам, которые навязывают ему взрослые. В психотерапии много времени уходит у клиента на признание того, что самые близкие люди в детстве обращались с ним несправедливо.
Дальнейшая задача — перестать принимать фразы токсичных родителей на свой счёт и научиться видеть, какие страхи стоят за этими словами. Отношения с психотерапевтом дают клиенту чувство безопасной привязанности. Клиент постепенно учится доверять своему восприятию реальности, перестаёт искать одобрения родителей и встаёт на путь сепарации.
В книге «Токсичные родители» Сюзан Форвард есть отличные строки: «Вы не в ответе за то, что родители сделали с вами в детстве. Но в ваших руках изменить свою жизнь сейчас». Читать подробнее: 10 признаков токсичных родителей
Что чувствует ребенок когда мама кричит?
Семь веских причин, почему никогда не стоит кричать на своих детей. Если вы хотите быть хорошими родителями, никогда не совершайте подобных ошибок.
Из-за криков у ребёнка может возникнуть психологическая травма. Психологи пришли к выводу, что если родители часто кричали на ребёнка в детстве, то в подростковом возрасте у него может возникнуть глубокая депрессия. Из-за детской травмы у таких подростков есть сложности с самооценкой, они склонны лгать взрослым по любому поводу и не готовы рассказывать о своих проблемах даже в самых тяжёлых ситуациях. Крик показывает беспомощность родителей. Психологически устойчивый человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта вряд ли будет срываться на маленького ребёнка. Скорее он выйдет из комнаты, переведёт дух и только потом объяснит, что так делать нельзя. Крик же говорит только о том, что мама или папа не знает, что делать в данной ситуации и не может найти в себе силы, чтобы сдержаться. Крик не помогает воспитании. Он вызывает у ребёнка только чувство обиды и беспомощности. Добиться искренних слов извинения и признания ошибок после конфликта, который проходил на повышенных тонах, вряд ли удастся. Крик приводит к агрессии. Не секрет, что дети «зеркалят» поведение родителей. Но кричать или бить в ответ они не смогут из-за того, что их статус в семье ниже. Именно поэтому они начинают проявлять агрессию по-другому: драться на детских площадках, бить одноклассников и унижать учителей. Кстати, доказано точно, что подростки, устраивающие в школах травли одноклассников, обычно страдают от недостатка внимания в семье. Крик ничем не лучше физического насилия. Конечно, если твоему ребёнку уже 13-14 лет, он может дать тебе отпор и ответить тем же, то есть накричать и уйти, хлопнув дверью. Но маленькие дети не могут позволить себе так вести себя по отношению к взрослым. Выходит, что, когда ты кричишь на ребёнка, ты автоматически унижаешь его, ведь происходящее больше напоминает психологическое насилие над ребёнком, который не в силах защитить себя. Крик физически вредит здоровью ребёнка. Доказано, что ребёнок, на которого все кричат, обречён на проблемы со здоровьем. Учёные сделали вывод, что грубость родителей ухудшает работу мозга, сердечно-сосудистой системы и даже может привести к ожирению. А исследование психиатров показало, что словесные оскорбления, унижения или упрёки, сказанные мамой или папой в порыве гнева, могут значительно и надолго изменить структуру детского мозга. Криком можно разрушить любовь. Дети всё воспринимают буквально. И когда самый дорогой человек на свете на него кричит, малыш думает, что родители его больше не любят, или ещё хуже — ненавидят. И какие бы слова не были сказаны позже, ситуация запоминается на уровне подсознания. Это может привести к тому, что ребёнок будет ощущать себя угнетённым и напуганным, станет во всём повиноваться, лишь бы только получить ту самую родительскую любовь.
Автор: Помощник санитарного врача Надежда Колдавеа Источник: Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области в Шиловском районе»
Что будет если ребенка называть тупым?
10 причин, почему не следует называть ребёнка «тупым» 1.Негативное влияние на психику. В детстве психика ещё не сформирована. Повторяя «тупой» в адрес ребёнка, мы формируем в его сознании соответствующую установку. В результате, он может смириться с таким определением себя.
Либо всю жизнь с ним бороться.2. Боязнь ответственности и избегание моментов принятия решения. В обоих случаях необходимо внутреннее чувство уверенности. Но может ли быть уверен тот, кто заведомо считает своё решение неправильным, привыкнув быть «тупым»? 3. Установка на бездействие. Есть ли смысл начинать дело, если результат будет плох? Есть.
Хотя бы ради того, чтобы доказать, что «это не так». Но так будут рассуждать далеко не все дети.4. Это делает слабее интеллектуально. Не секрет, что интеллект требует от нас мозгового усилия. Если на пути этого усилия стоит установка «тупой», совершать его в несколько раз труднее.
- Да и захочется ли? 5.
- Пониженная самооценка в обществе.
- Тупой» = «слабый», таких не любят.
- Чувствуя себя «тупыми», дети могут думать, что естественный отбор не в их пользу.6.
- Плохое поведение в качестве протеста.
- Это обратная реакция от бездействия и неуверенности.
- Никому не хочется быть «тупым».
- Демонстрируя плохое поведение ребёнок будет бастовать против этого.7.
Агрессия или депрессивное состояние. Это два крайних проявления, до которых может довести постоянная необходимость сопротивляться ярлыку «тупой».8. Проблемы в отношениях с родителями во взрослом возрасте. Вряд ли кому-то будет услышать, что он «тупой». Понятно, что в детстве мы не можем защитить себя, как бы ни вели себя родители и что бы они ни говорили нам.
Но уже будучи взрослыми, дети могут избегать общения или конфликтовать из-за прошлых обид.9. Замкнутость. Боясь сказать или сделать что-то глупое, ребёнок может сторониться общения и прятаться в своём внутреннем мире.10. Желая подсознательно доказать, что он не глупый, ребёнок (или взрослый, в последующем) может совершать гораздо больше глупых поступков.
Говорите детям и родным больше ласковых слов. Будьте счастливы! Читать подробнее: 10 причин, почему не следует называть ребёнка «тупым»
Как правильно наказывать детей?
Наказывая ребёнка, не кричите, не злитесь: нельзя наказывать, когда вы в приступе гнева, раздражены, когда ребёнок попался «под горячую руку». Лучше самому остыть, успокоиться и только тогда наказывать ребёнка. На вызывающее, демонстративное поведение ребёнка, явное неповиновение нужно отвечать уверенно и решительно.
Как мы должны относится к своим родителям?
Своих родителей нужно любить, уважать, ценить и беречь пока они живы, пока они рядом с нами. Также, родители когда становятся старше и начинают стареть, дети обязаны помогать им в жизни, заботиться о них.
Что нельзя делать ребенку дома?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 99 Правила безопасности для детей Уважаемые заботливые родители! Вы ответственны за безопасность ваших детей от самого их рождения. Закладывайте понятие безопасности в ребенке с «младых ногтей», как только вы поймете, что ваш малыш «вездесущий». Маленький ребенок еще не понимает строгих запретов.
Зато уже к году у детей хорошо развито понимание речи взрослого, а к 2,5-3 годам дети, как правило, знают, что, если дотронуться до горячего чайника или утюга, то пальчикам станет больно, и что острыми предметами можно порезаться. Поэтому, во-первых, постарайтесь представить себя на месте ребенка, посмотреть на все вокруг с его роста и максимально обезопасить свой дом, еще раз проверив обустройство детской комнаты и всего жилища в целом.
Во-вторых, спокойно, без крика и доступными словами научитесь рассказывать детям, что можно получить серьезную травму или создать взрослым большие неприятности, если не выполнять мамины и папины «нельзя».
- Правила безопасности в доме
- Какие неприятные истории могут произойти дома? Ребенок может:
- — пораниться режущими и колющими предметами: все ножи, ножницы, шпильки, иглы, спицы, отвертки должны храниться в порядке, ребенок их не должен брать;
— обжечься, ошпариться горячими жидкостями: ручки кастрюли, сковороды не должны попасть в руки малыша. Посуду с горячей едой и чайник следует ставить подальше от края стола и плиты. Если чайник электрический, то ребенок должен знать, что за шнур тянуть нельзя;
- — экспериментировать с электричеством: нужно строго-настрого запретить засовывать что-либо в розетку (палец, вилку, отвертку, шпильку), поэтому лучше будет поставить на всех розетках заглушки и не разрешать ребенку включать приборы;
- — отравиться: таблетки, косметические средства, бытовая химия и чистящие жидкости должны храниться вне досягаемости ребенка, например, в шкафчике с замком. К этим веществам, а также к алкоголю, уксусу малыш вообще не должен прикасаться, ведь он может подумать, что это можно выпить;
- — упасть с высоты, ушибиться: все предметы, которые могут понадобиться ребенку (игрушки, книжки, раскраски, карандаши) должны находиться на низких столиках или в специальной тумбочке, но не на высоте, не на самой высокой полке шкафа или сверху на холодильнике;
- — выпасть из окна или с балкона: вы должны быть уверены, что дверь на балкон надежно закрыта и что ребенок не сможет самостоятельно открыть окно или форточку, даже если они закрыты москитной сеткой.
Все эти неприятности с детьми могут случиться, когда вас дома нет, и даже тогда, когда вы с ними в одной комнате. Если вам приходится на некоторое время оставлять 4-5-тилетних детей одних, то научите их соблюдать главные правила безопасности для детей дома.
Просто объясните, что можно и что нельзя делать дома. Ежедневно следите, чтобы все потенциально опасные для малыша предметы не смогли причинить детям вреда. Если не можете уделить время малышу, то займите его полезным делом: пускай рисует, лепит, собирает пазлы или конструктор, читает, а не тыняется без дела.
Так вы будете уверены, что детское здоровье будет в порядке, и ваша нервная система будет спокойна. Мой дом – моя крепость Очень важно, чтобы ребенок усвоил: пока он дома, то он находится в относительной безопасности. Он не должен открывать дверь незнакомым ни под каким предлогом.
- Тем более, если они представятся знакомыми родителей или соседями.
- По телефону нельзя никому сообщать, что он дома один.
- Если есть домофон, то открывать дверь только, если полностью уверен, что просят открыть родные, а не чужие люди.
- Как действовать в экстренной ситуации Очень важно научить детей, как вести себя при возникновении пожара.
Главное упущение взрослых – это то, что они оставляют в доступных местах спички, зажигалки, бенгальские огни, фейерверки. Но возгорание может случиться также в соседней квартире или из-за неисправности электроприборов в вашем доме. Объясните ребенку, что небольшой огонь можно затушить, если накрыть пламя большим покрывалом или залить большим количеством воды.
Если это не удалось, и огонь быстро распространяется, то нужно немедленно покинуть дом и сообщить пожарной службе или взрослым. Если неизвестно, где пожар, а в доме полно дыма, то ни в коем случае нельзя пытаться спрятаться. Следует прикрыть лицо тканью и срочно двигаться ползком к выходу. Идеальный вариант – научить ребенка пользоваться мобильным телефоном, чтобы он смог связаться с вами, если будет экстренная ситуация или если надо ответить вам, когда вы позвоните, чтобы узнать, все ли в порядке.
Но тут важно не перегибать палку и не названивать каждые пять минут. Как учить правилам безопасности Самый эффективный способ обучить ребенка соблюдать правила безопасности – обыгрывать с детьми, моделировать различные ситуации, делая в них героями игрушки или же сочинять истории, рисовать в альбоме.
Можно беседовать с детьми, вспоминая случаи из своей жизни или те, что произошли с вашими родственниками, знакомыми. Учите детей быть осторожными и ответственными, а не бояться вашего наказания. Обычно родители считают, что они знают основные правила и могут сами все рассказать детям. Но никогда не помешает узнать еще больше, то есть прочитать соответствующую литературу, посмотреть тематические фильмы и видеоролики, пригласить для беседы с детьми в детский сад или школу людей, которые профессионально занимаются защитой населения от несчастных случаев – представителей пожарной службы, спасателей, правоохранительных органов, психологов.
И еще. Учите ребенка чувствовать опасность и относиться к своему телу, как к величайшей драгоценности. Помните, как звучит народная поговорка: «У семи нянек дитя без глазу». Так вот. Объясняйте детям при каждом удобном случае, что правила безопасности для детей они должны знать на зубок и всегда и везде быть предельно внимательными! Никто из старших не сможет круглосуточно прийти к ним на помощь в случае чего-то нехорошего.