В Каком Возрасте Ребенок Любит Папу?

В Каком Возрасте Ребенок Любит Папу
Папа – главный мужчина! — Для ребенка очень важно, как папа относится к маме, какую роль в семье он играет. На основании этих впечатлений у малыша формируется образ мужчины в его собственной будущей семье. Мальчики идентифицируют себя с папой в возрасте от четырех до семи лет.

Наиболее ярко эта идентификация происходит в 4-5 лет, когда сын начинает больше тянуться к маме, представлять себя в роли ее мужа. Нередко он заявляет, что женится только на маме. Не волнуйтесь, это абсолютно нормально! Девочки же, наоборот, в этом возрасте начинают проявлять повышенный интерес к папе.

Ведь папа – это первый и главный мужчина в их жизни! Отсюда – наивные и трогательные попытки малышки привлечь папино внимание новым нарядом, яркой маминой помадой и туфлями на высоких каблуках. У девочки формируется образ мужа, идеального мужчины. Поэтому очень важно, чтобы папа не отринул ее, дал ей почувствовать себя красивой и привлекательной.

Skalafouris C., Samer C., Stirnemann J., Grosgurin O., Eggimann F., Grauser D., Reny JL., Bonnabry P., Guignard B. Electronic monitoring of potential adverse drug events related to lopinavir/ritonavir and hydroxychloroquine during the first wave of COVID-19. // Eur J Hosp Pharm — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33832918 Авторы не найдены, // Zhonghua Shao Shang Za Zhi — 2021 — Vol37 — N3 — p.201-206; PMID:33706434 D’Alterio MN., D’Ancona G., Raslan M., Tinelli R., Daniilidis A., Angioni S. Management Challenges of Deep Infiltrating Endometriosis. // Int J Fertil Steril — 2021 — Vol15 — N2 — p.88-94; PMID:33687160 Baroni A. Facial skin esthetic treatments with plasma radiofrequency ablation. // J Cosmet Dermatol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33683794 Bardanzellu F., Piras C., Atzei A., Neroni P., Fanos V. Early Urinary Metabolomics in Patent Ductus Arteriosus Anticipates the Fate: Preliminary Data. // Front Pediatr — 2020 — Vol8 — NNULL — p.613749; PMID:33409262 Funato Y., Kimura A., Matsuda W., Uemura T., Fukano K., Kobayashi K., Sasaki R. Metoclopramide versus sumatriptan in the treatment of migraine in the emergency department: a single-center, open-label, cluster-randomized controlled non-inferiority trial. // Glob Health Med — 2020 — Vol2 — N4 — p.259-262; PMID:33330817 Machek SB., Cardaci TD., Wilburn DT., Willoughby DS. Considerations, possible contraindications, and potential mechanisms for deleterious effect in recreational and athletic use of selective androgen receptor modulators (SARMs) in lieu of anabolic androgenic steroids: A narrative review. // Steroids — 2020 — Vol164 — NNULL — p.108753; PMID:33148520 Cavadias I., Rouzier R., Lerebours F., Héquet D., // Bull Cancer — 2020 — Vol107 — N11 — p.1171-1185; PMID:32988609 Sukkar SG., Bassetti M. Induction of ketosis as a potential therapeutic option to limit hyperglycemia and prevent cytokine storm in COVID-19. // Nutrition — 2020 — Vol79-80 — NNULL — p.110967; PMID:32942131 Nogueira M., Warren RB., Torres T. Risk of tuberculosis reactivation with interleukin (IL)-17 and IL-23 inhibitors in psoriasis — time for a paradigm change. // J Eur Acad Dermatol Venereol — 2021 — Vol35 — N4 — p.824-834; PMID:32790003

Читать подробнее: Папа и малыш: когда начинать общаться

В каком возрасте сын начинает тянуться к отцу?

Предназначение быть папой! 14:42, 20 ноября 2017,

«Завтра я буду настоящим отцом. Я буду твоим закадычным другом, буду страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеёшься. Я прикушу язык, когда с него будут срываться нетерпеливые слова. И буду повторять как заклинание: «Это всего лишь мальчик, маленький мальчик». Дейл Карнеги «Исповедь отца».

Быть родителями – счастливая обязанность обоих супругов. Родительская любовь является тем общим чувством, которое и матери, и отцы испытывают к своему ребенку. Информации о важности матери в жизни ребенка очень много, поэтому хочется акцентировать внимание, поговорить о наших будущих и уже состоявшихся отцах.

Научиться ценить их заботу и любовь. Ни для кого не секрет, что роль отца в жизни любого ребенка огромна. Ведь хороший отец — это эталон мужчины для своих детей. Он образец силы, поддержки и дисциплины. Уже на этапе беременности налаживается связь отца с ребенком, которая не менее тесна, чем с матерью. Что же чувствует мужчина, когда узнает о беременности своей жены? Как правило, мужчина, конечно, рад и горд, но при этом слегка растерян.

Он понимает, что грядут большие перемены в их размеренной и налаженной жизни, но пока совсем не представляет, что его ждет. Зачастую, оправившись от новости, будущий папа считает, что свою роль в воспроизведении потомства он уже выполнил, и начинает отстраняться, поскольку не мужское это дело – ходить по врачам и консультациям, а также изучать особенности внутриутробного развития плода, не говоря уже о том, чтобы присутствовать при родах.

  1. Правильно ли это? Конечно, нет.
  2. Очень важно понять: мужчиной движет не отсутствие желания вместе переживать беременность и роды, а страх перед неизвестностью.
  3. Как же помочь? Курсы по подготовке к родам! В Волгоградской области занятия проводятся в женских консультациях в рамках программы «Школа матери», на которые приглашаются семейные пары.

Занятия в таких школах ценны своей совершенно особой атмосферой – любви и радостного ожидания. И папа становится не просто сам по себе, а частью «беременной пары». На курсах будущим родителям отводятся почти равные роли в воспитании ребенка до рождения.

  • Они слушают лекции, смотрят фильмы о родах, и страх перед неизвестностью постепенно уходит, уступая место спокойному и светлому ожиданию.
  • Примерно, с двадцатой недели, когда можно, положив руку на мамин живот, почувствовать толчки малыша, папа уже ведет с ним полноценный диалог.
  • Ребенок прекрасно слышит и запоминает отцовский голос, его поглаживания или легкие постукивания.

Важно: после рождения контакт с папой тоже может успокоить плачущего младенца, ведь таким образом малыш вспоминает хорошо знакомые ощущения! Когда папа чувствует движения своего малыша, беседует с ним и поет ему детские песни, все его страхи и тревоги пропадают.

И тут, так сказать «между делом», возникает идея о том, что роды, как и зачатие, это совместный процесс, требующий активного участия папы. Переживать совершенно не стоит! На курсах будущий папа освоит правила подготовки к родам, ознакомится со всем, что происходит с женщиной и ребенком во время родов.

Папа подготовлен! Его помощь может стать неоценимой. Он станет настоящей опорой (в прямом и в переносном смысле слова), а не помехой. Папа поддержит в эмоциональном и в физическом плане. Настал долгожданный момент. Вы стали родителями! Папа, который был подготовлен к родам, совершенно естественным образом продолжает общаться с малышом, у него уже нет страха перед крошечным беспомощным существом.

Если же у папы не было такого опыта, то начать общение с ребенком никогда не поздно. На первых порах ребенок еще не очень хорошо идентифицирует лица матери и отца. Пока для него родители отличаются только тем, что мама пахнет молоком. Малыш с самого начала привыкнет к вашему запаху, голосу, теплу (если, конечно, постоянно давать ему эти ощущения).

В этом случае папа тоже становится очень важной фигурой для маленького человечка. Трудности первых месяцев необходимо преодолевать вместе. В этот сложный первый год между супругами зачастую возникают весьма серьезные проблемы общения. Когда папа не готов к рождению малыша, считает, что младенец слишком мал для «полноценного» общения, тогда-то и возникают мысли о том, что жена перестала его замечать.

  • В этой ситуации общение папы с малышом будет не только во благо маме и спасет папу от ревности к собственному чаду, но и поддержит вашу семью в целом, позволит папе не чувствовать себя лишним.
  • Хотя для ребенка на первых порах все-таки самое главное место в жизни занимает мама, тем не менее, постепенно появляется круг вопросов, игр, идей, которые можно осуществить только с папой.

Папа – главный мужчина в семье! Взрослея, ребенок все больше начинает обращать внимание на то, как папа относится к маме, а также какую роль в семье он играет. На основании этих впечатлений у малыша формируется образ мужчины в его собственной будущей семье.

  • Мальчики идентифицируют себя с папой в возрасте от четырех до семи лет (наиболее ярко в 4-5 лет), когда сын начинает больше тянуться к маме, представлять себя в роли ее мужа.
  • Девочки же, наоборот, в этом возрасте начинают проявлять повышенный интерес к папе.
  • Ведь папа – это первый и главный мужчина в их жизни! Отсюда – наивные и трогательные попытки малышки привлечь папино внимание новым нарядом, яркой маминой помадой и туфлями на высоких каблуках.

У девочки формируется образ мужа, идеального мужчины. Для ребенка любого возраста очень ценны ваши попытки пообщаться с ним, он обязательно на них откликнется. Папе начинать общаться со своим чадом никогда не рано и никогда не поздно! Быть папой – это навсегда, а не на 18 лет.

В каком возрасте ребенок начинает любить маму?

Что знает новорожденный Если вы заглянете в детскую кроватку, что предстанет вашему взору? Большинству из нас — картина невинности и беспомощности, состояние чистоты. Однако на самом деле перед нами — величайший ум, самый мощный механизм познания, когда-либо существовавший во Вселенной.

Крохотные пальчики и рот – это исследовательское оборудование, зондирующее окружающий чуждый мир с еще большей точностью и методичностью, чем какой-нибудь исследователь Марса. Сморщенные уши воспринимают шум невразумительных звуков и безошибочно превращают их в осмысленный язык. Огромные глаза, которые, кажется, смотрят вам в самую душу, и вправду глядят именно туда, распознавая ваши самые глубокие переживания.

В покрытой пушком голове находится мозг, ежедневно устанавливающий миллионы новых связей. Младенцы изумительны, таинственны и по-настоящему фантастичны. У ученых лишь относительно недавно появилась возможность изучать живой мозг, в результате чего был сделан целый ряд важных научных открытий.

  • Последние исследования в области психологии развития свидетельствуют о том, что буквально с первой встречи с людьми младенец начинает воспринимать их как людей.
  • Ученые доказали, что новорожденные отличают человеческие лица и голоса от других звуков и изображений и предпочитают их остальным.
  • Уже через несколько дней после рождения они начинают узнавать лица близких людей, голоса и даже запахи и предпочитать их незнакомым.

Похоже, что новорожденный узнает голос своей матери даже сразу после рождения благодаря тем приглушенным, но, тем не менее, достаточно внятным звукам, которые он слышит в утробе. Младенцы поворачиваются к знакомому лицу или на звук знакомого голоса и даже к подушке, с которой соприкасалась кожа матери, и отворачиваются от других лиц, голосов и запахов.

  1. Читайте также: Уже в первые девять месяцев, еще до того как ребенок овладевает навыком ходить, говорить и даже ползать, он может различать выражения счастья, печали и гнева.
  2. Даже ограничения зрения новорожденных способствуют их особому вниманию к людям.
  3. То, что новорожденные младенцы не видят — это миф, но с точки зрения взрослой нормы они очень близоруки, и им трудно менять фокус, так чтобы он годился и для близких, и для отдаленных объектов.

А это означает, что в фокусе у них находятся лишь те объекты, которые отдалены от них на расстояние вытянутой руки, остальные — и более близкие, и более отдаленные — они видят размыто. А это и есть то самое расстояние, которое отделяет лицо новорожденного от лица человека, который держит его.

Похоже, что младенцы с самого начала устроены таким образом, чтобы видеть лица любящих их людей более отчетливо, чем все остальное. Тридцать лет тому назад американский психолог Эндрю Н. Мелтзофф сделал поразительное открытие. Дети в возрасте одного месяца подражают различным выражениям лиц. Если вы покажете ребенку язык, он ответит вам тем же, если вы откроете рот, он откроет свой.

Сначала Эндрю проводил эти опыты с трехнедельными младенцами. Однако для того чтобы доказать, что эта способность действительно является врожденной, ему нужно было продемонстрировать, что к подражанию способны и новорожденные. Поэтому он организовал лабораторию по соседству с родильным отделением местной больницы и мог изучать младенцев, которым не было еще и суток от роду; самому младшему было всего сорок две минуты.

И новорожденные тоже подражали взрослым. Однако это поведение ребенка пока еще адресуется человеку вообще. Мама пока не имеет преимущества. Несмотря на то, что в первый месяц ребенок много спит, у него не прекращается положительная реакция на человеческий голос и человеческое лицо. Плачущего ребенка может успокоить приветливое лицо, склоняющееся над ним.

Однако еще лучше его успокаивает ласковый голос, причем установлено, что женский голос действует лучше, чем мужской. Так как чаще всего человеком, успокаивающим ребенка, бывает мама, то уже в месячном возрасте в 20% случаев ребенок предпочитает маму другим окружающим.

А в трехмесячном возрасте это явление наблюдается уже в 80% случаев. Ребенок дольше смотрит на маму, начинает узнавать ее по голосу, запаху, по звуку ее шагов. Младенец настроен на общение Выявление признаков поведения ребенка, демонстрирующих его привязанность к маме, позволило сделать важный шаг в изучении того, что такое любовь ребенка к матери.

Всем понятно, что мама должна ухаживать за ребенком: кормить его, менять подгузники, купать, носить гулять и т.д. Еще в 60-е годы во всем мире считалось, что все, что ребенку нужно от мамы – это хороший уход и забота о его здоровье. Логично было бы предположить, что и ребенок любит маму, прежде всего за то, что она его кормит и ухаживает за ним.

  1. Однако это предположение совершенно не подтверждается.
  2. Из многих проверявшихся факторов – характеристик материнского поведения — в ходе изучения только две оказались отчетливо связанными с силой любви ребенка.
  3. Первая – это готовность мамы придти на помощь ребенку, когда он плачет, а вторая – желание и способность мамы общаться и взаимодействовать с ребенком.

Наверное, многие мамы огорчатся, узнав, что их самоотверженный уход за физическим здоровьем ребенка еще не гарантирует им его любви. Ученые наблюдали семьи, где мамы, находившиеся с ребенком весь день, придерживались политики не избаловать ребенка или по каким-то другим причинам не уделяли достаточно времени для игр и общения с малышом.

  • При этом папы, которых дети видели гораздо реже, в основном по вечерам, после работы, с удовольствием общались и баловались с детьми.
  • Наблюдения показали, что в присутствии мам, дети были пассивными и не очень обращали на них внимание.
  • Однако они совершенно преображались во время общения с папами, становились активными, оживленными, постоянно ищущими контакта.

Поэтому родителям очень важно помнить о том, что их младенец с первых минут рождения настроен на то, чтобы общаться, но только благодаря их поддержке он сумеет в полной мере реализовать эти способности, предусмотрительно заложенные природой, и овладеть всеми необходимыми ему в жизни навыками.

В каком возрасте девочке нужен папа?

Папина дочка — Примерно до трёх лет для девочки самый главный человек в жизни – это мама. Но где-то лет с трёх-четырёх у девочек развивается острая потребность в общении с папой, которая обычно длится лет до шести-семи. Именно в этот период дочери обожают своих отцов.

  1. В это время, если, конечно, папа общается с дочерью, у неё формируются такие качества, как воля, целеустремлённость, логика, образное мышление, память, внимание, трудолюбие, ответственность.
  2. Именно в общении с папой у девочек формируется уверенность в собственной привлекательности.
  3. А если его рядом не было или он не обращал на дочь внимания, то она вырастет закомплексованной и неуверенной в себе.

Ну и, в конце концов, для девочек папа – идеал мужчины, который и ложится в основу представления о будущем спутнике жизни. От того, как у дочери складывались отношения с папой, по большому счёту и зависит её собственное женское счастье. Если папа ушёл из семьи и не общался с дочерью, то у неё будут отсутствовать элементарные навыки общения с мужчинами.

Не имея перед глазами модели семьи, не получив необходимых стереотипов поведения с мужчиной в доме, многие женщины просто не умеют общаться с противоположным полом, выстраивать с ним отношения. Если же папа вроде и жил рядом с дочкой, но при этом не баловал её вниманием и теплом, то во взрослой жизни девочка будет тянуться к холодным мужчинам, чьего внимания и любви надо будет добиваться с боем.

Именно из недолюбленных папами девочек чаще всего вырастают женщины, склонные к созависимым отношениям. У девочки формируется дефицит любви, ощущение покинутости, несправедливой обиды, которое она, повзрослев, подсознательно пытается воссоздать в отношениях с мужчинами.

Почему ребенок тянется к одному из родителей?

Маменькины дети: почему ребенок тянется к одному из родителей Поупражняться в отношениях После рабочего дня папа раскрывает свои объятия малышу, а тот вместо того, чтобы обнять отца, бежит к маме. – Я и подумать не мог, что мой долгожданный первенец будет разбивать родительское сердце в столь юном возрасте, – с грустной улыбкой говорит папа трехлетнего Якова Александр Беркушев.

– Мне казалось, что мы с сыном – друзья, он всегда не прочь был со мной побаловаться. Но стоит на пороге появиться маме, он бросается к ней, теряя ко всем нашим забавам интерес. Когда малыш избирательно проявляет свою любовь к одному из родителей, другому неприятно детское безразличие. Но такое поведение – отнюдь не повод для беспокойства, считают специалисты.

Напротив, оно говорит о правильном эмоциональном развитии ребенка. – Это знак того, что малыш эмоционально развивается, учится самостоятельно принимать решения, – говорит социальный педагог Марина Панова. – Он начинает понимать, что может влиять на окружающий мир, и исследует способы этого воздействия.

  • Взрослым такое поведение может показаться капризами, но на самом деле это первые шаги в отношениях и напряженный учебный процесс.
  • Дети экспериментируют с привязанностями и проверяют родителей на прочность.
  • Им важно понять, что сделают взрослые, если малыш их оттолкнет.
  • Единственно правильное поведение – любить своего ребенка также сильно.

Игра в перевертыши Считается, что в первые два года жизни у малыша происходит формирование особой связи со взрослым, который проводит с ним больше всего времени. Это чаще всего мама, поэтому особая привязанность к ней естественна и даже полезна. Самое главное, чтобы впавший в немилость папа правильно себя повел.

  • Мама двух дочек Инна Викторова рассказывает, что ее Кира и Лиза в двухлетнем возрасте очень эмоционально выражали свою нелюбовь ко всем членам семьи, кроме мамы.
  • Если нужно было помочь им раздеться или разуться, они требовали, чтобы это сделала я, почитать книжку – тоже я, за руку их держать – тоже я, – делится Инна.
Читайте также:  В Каком Случае Отец Может Подать На Алименты На Ребенка?

– Муж сначала обижался на меня, на дочек и даже подумывал, что я их как-то настраиваю на такое поведение. Но когда понял, что от этих капризов я страдаю не меньше, чем он, то придумал, как вести себя с этими привередами. Когда девчонки требовали, чтобы к ним подошла мама, папа настаивал, что он мама и есть.

  • Строил им рожицы или надевал косынку на голову со словами: «Сегодня я ваша мама!» Это вызывало у дочек приступ хохота.
  • Но подпускать папу, даже в роли мамы, они не хотели, вредничали.
  • И шли на предсказуемую детскую хитрость – звали папу.
  • Папа срывал с себя косынку со словами «я здесь», – рассказывает Инна.

– Девочки снова хохотали и требовали маму. И папа снова превращался в маму. Иногда я ему подыгрывала, «превращаясь» в папу, и эта игра могла длиться бесконечно долго. Таким способом мы положили конец игнорированию папы и поняли для себя, что дело не в папе, не в том, что он детям не нравится, и не в том, что с ними проводит не так много времени, как мама.

Это детская игра, в которую все играют в определенном возрасте. По мнению специалистов, капризы ребенка, связанные с привязанностью только к одному из родителей, не означают, что второй ему не нужен. – Часто такое поведение происходит от уверенности в любви второго родителя. Поэтому папе ни в коем случае нельзя уходить в тень, – говорит психолог Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирина Лаврова.

– Именно тогда, когда малыш отталкивает вас, он больше всего в вас нуждается. Поэтому оставайтесь рядом с малышом и не позволяйте обидам разлучать вас. Отвергнуть могут и маму Бывает и так, что еще вчера мама была в любимчиках малыша, а сегодня в фаворитах – папа или бабушка.

  • В семье Татьяны Карповой сын и дочь – погодки.
  • Сын во мне души не чаял, буквально с рук не слазил, – рассказывает она.
  • Но за пару недель, которые я провела в роддоме, рожая дочку, охладел ко мне.
  • Все это время он проводил с папой.
  • И когда я вернулась с малышкой, первые дни меня не замечал.
  • Стоило усадить его на колени, он тут же выскальзывал из рук и бежал к папе.

Вернуть его расположение было довольно трудно. Она вспоминает, как сын со слезами провожал каждое утро папу на работу, с какой радостью встречал. Татьяна решила, что доверие сына будет возвращать с помощью творческих занятий. – К приходу папы мы готовили какой-нибудь подарок – рисунок, поделку из пластилина, учили стишок или готовили вместе что-нибудь на кухне, – говорит она.

По мнению психолога, самый верный способ вернуть себе детское расположение – это быть вместе. Любые отношения строятся только трудом и постоянными усилиями в простых обыденных вещах. Это касается и взрослых, и детей. Чтобы найти подход к ребенку, нужно знать его. Для малыша нет ничего важнее мелочей, которые для него важные составляющие его жизни.

И мама и папа должны быть в курсе самой любимой книжки, любимой тарелки и кружки, без которых малыш отказывается садиться за стол, должны знать по именам героев всех любимых сказок и мультиков. И тогда детскую любовь и привязанность можно будет поровну разложить на обе чаши весов.

Когда ребенок начинает понимать кто его папа?

Здравствуй, папа! — В Древнем Китае существовал ритуал знакомства с отцом. В самом начале беременности жены отец рассказывал малышу о том, что ждет его после рождения, рассказывал о его будущей семье, о себе самом. Если после этого ребенок оставался в материнской утробе, значит, он соглашался остаться в этой семье, принимал ее как свою.

  1. Примерно, с двадцатой недели, когда можно, положив руку на мамин живот, почувствовать толчки малыша, папа уже ведет с ним полноценный диалог.
  2. Ребенок прекрасно слышит и запоминает отцовский голос, его поглаживания или легкие постукивания.
  3. Кстати, после рождения контакт с папой тоже может успокоить плачущего младенца, ведь таким образом малыш вспоминает хорошо знакомые ощущения.

«Когда мой животик стал уже заметен, наш папа стал тоже «беременным». Разговаривает с пузом, гладит, целует, все очень нежно и мило, но без сюсюканья». «Мой сын еще до рождения прекрасно различал, кто прикасается к его «домику» – родители или кто-то чужой.

  • С чужими он отказывался перестукиваться и сразу затихал, когда его просили откликнуться.
  • А с папой у него было прекрасное взаимопонимание.
  • Когда малыш начинал энергично толкаться по ночам, то успокоить его могли исключительно песни военных лет в папином исполнении».
  • И когда папа чувствует движения своего малыша, беседует с ним и поет ему военные песни, куда только деваются его страхи и тревоги! Как бы между прочим, возникает идея о том, что роды, как и зачатие, это совместный процесс, требующий активного участия папы.

«Теперь наш папа –»беременный» по полной программе: желает быть в курсе всего происходящего, ходил с нами на УЗИ, сейчас, кстати, повез в женскую консультацию мой анализ. Заставляет гулять, делать гимнастику, беспокоится, когда устаю на работе. Мы вместе занимаемся на курсах, рожать собираемся вдвоем.

Какого ребенка любят больше?

Кого из детей вы любите больше? Ни один родитель никогда не признается, что одного ребенка он любит гораздо сильнее, чем другого. Георгий Кесоян попытался выяснить, почему так происходит. «Ты еще спрашиваешь? Конечно, я больше люблю свою младшую дочь, Асю», – без раздумий заявляет близкая подруга моей жены (естественно, не при детях). От таких родительских откровений мне всегда становилось не по себе. У меня двое сыновей, между ними разница в семь лет, но я никогда не пускался даже в праздные рассуждения на тему того, кого из них я люблю больше.

Эта тема для меня табу. Я всегда был уверен, что люблю своих детей одинаково, хотя и мог иногда в шутку назвать младшего «любимчиком». И мне казалось, что это абсолютно естественно, пока вдруг не столкнулся с аргументированным мнением, что так не бывает. Мою консервативную позицию пошатнули рассуждения и данные, приведенные исследователем Джеффри Клюгером в книге «Эффект сиблинга: что о нас говорят братские связи»­ (The Sibling Effect: What the Bonds Among Brothers And Sisters Reveals About Us).

Он утверждает, что у всех без исключения родителей обязательно есть фавориты (речь о ситуации, когда в семье несколько детей). Но даже перед лицом неопровержимых доказательств родители в этом не признаются. Причин для сокрытия неудобной правды тут сразу несколько. 65 % матерей и 70 % отцов открыто демонстрируют, что одного из детей они любят больше. Но фаворитизм у родителей подтверждается социологическими исследованиями. Согласно опросу, проведенному профессором Кэтрин Когнер из Калифорнийского университета в Дэвисе – она три года исследовала группу сиблингов (сиблинги – это дети от общих родителей), – 65% матерей и 70% отцов демонстрируют свое расположение к одному из детей, чаще всего первенцу.

Да так, что другие дети это замечают. Привилегированное положение старших сложилось еще во времена майората (это юридическое правило, при котором старший сын получает все наследство, а младший выкручивается, как в «Коте в сапогах», или идет в рыцари). Правда, современное гражданское право поставило всех детей в равное положение (если родители не напишут завещание с особыми условиями).

Есть стереотип, что папы больше­ любят дочерей, а мамы – сыновей. У одной моей знакомой как раз такой случай. У нее трое детей, два мальчика, а средний ребенок – девочка. Папа однозначно выделяет дочь, словно раздвинув мальчишек руками в стороны. А девочка отодвигает маму, говорит: «Где папа?» – и любая ее просьба моментально исполняется. Многие современные ученые считают, что фаворитизм у родителей – это не что-то плохое, а неотъемлемая часть человеческой природы. В соответствии с популярной сегодня эволюционно-психологической теорией, такое поведение обусловлено инстинктом к продолжению рода.

Каждая человеческая пара изначально должна была произвести на свет как можно больше здорового потомства, которое смогло бы не просто выжить, но и эффективно размножиться впоследствии. Исходя из этого родители отдавали предпочтение самым сильным и здоровым детям, за которыми видели будущее человечества.

Старший ребенок и выше, и сильнее, чем другие, – поэтому его любят больше всех. Самый младший беспомощен, он практически грудной младенец – инстинкт требует о нем больше всего заботиться (даже когда он подрастет и женится). А про среднего ребенка родители вспоминают реже всего.

Вы знаете, что самка хохлатого пингвина из двух яиц в кладке станет высиживать то, которое больше, а маленькое выкинет из гнезда? А черная орлица будет спокойно наблюдать за тем, как более крупный птенец рвет на кусочки своего братика. Человечество давно отказалось от таких методов отбора потомства, но эволюционные импульсы в нас сохранились.

Именно по этой причине, часто совершенно непроизвольно, родители будут выделять для себя наиболее красивого и физически развитого ребенка. Уверяю вас, его будут отмечать и все окружающие. Щенки и котята такие милые для того, чтобы большие звери полюбили их и не стали есть. Природа позаботилась не только о родительских инстинктах, но и снабдила защитными механизмами детей. Психологи, занимающиеся сиблингами, заметили, что младшие дети вырабатывают и активно используют стратегию поведения слабых (low-power strategy). Они умеют располагать к себе всех, кто старше их (именно поэтому щенки и котята такие приятные – они своей внешностью должны уговорить больших и сильных не есть их и не убивать).

  • Иногда им хватает улыбки, чтобы обезоружить, нейтрализовать и заставить играть по своим правилам родителей и старших братьев и сестер.
  • Это тайное супероружие малышей, действие которого испытывали на себе все взрослые.
  • Это же оружие помогает младшим детям становиться любимчиками, хотя родители в этом никогда не признаются.

В детстве мне тоже казалось, что родителям больше нравится моя младшая сестра. В конфликтных ситуациях, даже когда, на мой взгляд, она была криминально неправа, они всегда призывали меня ей уступить: «Ты же старше, не связывайся». Но когда я упрекал их в том, что они сестру любят больше, они категорически все отрицали: «Что за глупости, мы любим вас одинаково». Инна Хамитова, системный семейный психотерапевт, директор по учебной работе Центра системной семейной терапии (family-therapy.ru; тел.:(495) 790-1724) То, что родители любят своих детей одинаково, – очередной миф о семейной жизни. На родитель­скую любовь оказывает влияние множество факторов.

Во-первых, дети рождаются хоть и у одних и тех же родителей, но в разные периоды их жизни. Здесь имеют значение и возраст родительской пары, и ее материальное благосостояние, и от­но­шения между супругами, и множество других факторов. Наконец, кому-то проще строить отношения с мужчинами (в данном случае, с сыном), кому-то – с женщинами.

Для кого-то имеет значение то, на кого больше похож ребенок. Кроме того, для России весьма характерна следующая ситуация: ребенок появляется у очень молодых родителей, которые сами еще не готовы к появлению потомства и сознательному родительству. В этом случае младенца растят бабушка и дедушка.

  • Поговорка «первый ребенок – это последняя кукла, первый внук – это первый ребенок» как раз отражает этот процесс.
  • Возникает ситуация, когда настоящие папа и мама начинают конкурировать за внимание своих родителей с собственным ребенком, оказавшимся в роли их младшего брата или сестры.
  • К моменту же рождения второго ребенка пара обычно уже крепко стоит на ногах и открывает для себя радость родительства.

Естественно, младший, как всеобщая радость, рискует вырасти в атмосфере вседозволенности. Естественно, что старший, которого «свергли с трона», не будет испытывать позитивных чувств к младшему. Скорее, зависть и злость. А уж если ослепленные любовью родители начинают сравнивать детей – это верный способ вырастить их врагами. Да, любовь бывает разная. Но в этом нет ничего страшного. Вероятно, важно отдавать себе в этом отчет, контролировать себя и не обделять никого из детей вниманием. Лика Длугач, журналист, телеведущая У меня трое детей, и я много думала о том, люблю ли я кого-нибудь из них больше.

  1. Мне кажется, что дело тут не в фаворитизме.
  2. Тут совсем другая история.
  3. Каждый ребенок – это индивидуальность, как и любой другой человек из моего круга.
  4. Кто-то из этих людей обладает большей харизмой, большим обаянием, большим магнетизмом, у кого-то шарма меньше.
  5. Один тебя привлекает интеллектом, другой бесит отсутствием минимальной морали, но ты все равно чувствуешь, что у тебя с ним особенная связь.

Так же и с детьми. У одного адская харизма, которой подчиняются все, он чувствует себя диктатором и все получает. Он так сказал – и так будет. В этом сила его личности. И ты испытываешь удивительную любовь к мозгам этого человечка. И думаешь: «Да, наверное, я люблю его больше, потому что он мой родной». Я люблю своих детей с одинаковой интенсивностью и с одинаковой отдачей. Но по-разному. С каждым из них у меня выстраиваются разные взаимоотношения: одному я могу рассказать все, другому я могу рассказать половину, третьему я не могу рассказать практически ничего, но я знаю, что он меня на телепатическом уровне поймет.

Почему нельзя брать ребенка за подмышки?

Как нужно держать ребёнка — Стойте ровно. Корпус тела должен оставаться на одной линии с тазом и бёдрами. Не сжимайте ладони и пальцы, а держите их в ровном горизонтальном положении. Эта картинка наглядно демонстрирует правильное и неправильное положение тела: Когда поднимаете ребёнка, не берите его за подмышки, иначе большие пальцы будут всегда отведены от рук под прямым углом.

  1. А это чревато возникновением болей.
  2. Чтобы правильно поднять малыша, нужно подложить одну руку под нижнюю часть его тела, а другую — под голову и шею.
  3. Обхватывайте ребёнка прямыми руками, не сжимая ладони.
  4. Ещё одна причина возникновения болей в запястье — это смартфон.
  5. Хотя он и является прекрасным помощником для молодых родителей, но частое прокручивание экрана большим пальцем может только усугубить резкие боли.

Если у вас всё-таки стали сильно болеть руки, не затягивайте с походом к врачу. Он может назначить вам эффективное лечение. Читайте также:

ТЕСТ: Можно ли вам доверить ребёнка? → Как укрепить иммунитет ребёнка → Что делать, если у ребёнка температура →

В каком возрасте дети начинают понимать слово нельзя?

В этой статье я хотела бы поговорить на очень серьезную тему – стоит ли запрещать ребенку и если да, то как это делать? Ибо от того, как и в каких количествах вы будете говорить своему ребенку «нет» будет во многом зависеть ваша модель воспитания. Прежде чем понять, что и в каком объеме вы собираетесь запрещать своему ребенку, задайте себе один вопрос: «Какого человека вы хотите вырастить? Свободного, способного самостоятельно принимать решения, или удобного для окружающих, закомплексованного, постоянно испытывающего чувство вины?» Безусловно, человека второго типа удобнее воспитывать.

  • Он меньше сопротивляется вашим требованиям, меньше выказывает свою волю, с меньшей вероятностью он влезет куда-то без вашего на то разрешения.
  • Но! Наивно полагать, что детство пройдет, ребенок вылетит из под вашего крыла, и сразу изменится.
  • Нет, такой человек всю жизнь так и будет бояться отстаивать свои интересы, он с трудом будет сам принимать решения, т.к.

привык, что вы всегда говорили ему, что ему стоит делать, а что нет. Итак, если вам больше нравится удобный ребенок, вы можете кричать ему «Нельзя!» к чему бы он ни прикоснулся, бить его по рукам без четкого объяснения причин, ну и все в таком духе. Ну а если вы все-таки хотите вырастить свободного и думающего человека нет-нет, я вовсе не хочу сказать, что такому ребенку должно быть все дозволено, запреты обязательно должны быть.

  • Но какие именно и в каких количествах? Об этом читайте в статье! Слово «нельзя» ребенок начинает понимать где-то в возрасте 6-8 месяцев,
  • И как раз в это время вам впервые приходится столкнуться с необходимостью что-то запретить ребенку.
  • В это время малыш уже начинает самостоятельно передвигаться в пространстве, его интересует все больше окружающих вещей, и тотально контролировать его действия, как это было раньше, у вас уже не получится.

Начиная с этого возраста, хотите в этого или нет, вам придется иметь дело со словами с запретами. Поэтому рассмотрим подробнее, как сказать ребенку « нет » и какие правила при этом нужно знать, Эти правила не теряют своей актуальности и в год, и в 2 года, и в 3

Что ребенок получает от отца?

Пол ребенка — Пол будущего малыша зависит от отца, От мамы ребенок всегда получает X-хромосому, а от папы либо тоже X-хромосому (и тогда будет девочка), либо Y-хромосому (и тогда будет мальчик). При этом если у мужчины в семье много братьев, то у него будет больше сыновей, а если много сестер, то, соответственно, дочерей,

  1. Лишь у части мужчин сперма содержит примерно равное соотношение X- и Y-хромосом, и у них с одинаковой вероятностью рождаются как мальчики, так и девочки.
  2. Y-хромосома содержит намного меньше генов, чем X-хромосома, и часть из них отвечает за формирование мужских половых органов и выработку сперматозоидов.

Поэтому черты внешности мальчик большей частью получит от мамы и похож будет на нее. Что касается девочек, то они получат Х-хромосомы от обоих родителей, так что заранее предугадать их облик не удастся.

Что дает папа девочке?

Роль отца в воспитании дочери 22.06.2018 Поделиться: 6 64153 Многие считают, что воспитывать детей должны только женщины. Но в появлении ребёнка участвуют всегда двое. Поэтому и мама, и папа должны взвалить на свои плечи такую тяжёлую обязанность, как воспитание детей. Они должны помочь ребёнку сотрудничать с окружающим миром, найти общий язык с людьми, научить всему, что знают сами. Воспитание девочки отцом не менее важно, чем влияние мамы на судьбу дочери. Все жизненные установки у ребёнка формируются с рождения, ведь родители разговаривают с ним, начинают развивать чуть ли не с младенчества. Воспитание мамы и папы часто сильно разнятся друг с другом.

Читайте также:  Сколько Я Должен Платить Алименты Если Не Работаю?

И вот что удивительно: какое будущее будет у дочки, часто зависит от папы, а не от мамы. Папа играет большую роль в развитии маленькой женщины, поэтому он должен подойти к этому со всей ответственностью. Матери, воспитывая девочек, учат их ведению домашнего хозяйства, созданию домашнего очага и уюта. Папы же помогают девушке сформировать эмоциональную независимость, самодисциплину.

Они учат правильно построить свою роль в семье. У каждого папы должны быть позитивные взаимоотношения с девочкой и общие интересы, потому что совместное времяпрепровождение – одна из положительных основ, на которых строится развитие детей. Отцы, которые поощряют своих малышек в помощи маме по хозяйству, благоприятно влияют на появление женственности у дочерей.

Для чего ребенку нужен папа?

1 Папа заботится о паре «мама-ребенок» в первый год после рождения — На первом году жизни ребенок находится в абсолютном слиянии, симбиозе с матерью.Д. Винникотт говорил, что не существует отдельно матери и отдельно ребенка, есть только пара «мама-ребенок».

Мать удовлетворяет все его потребности, и поэтому малыш может выжить. У ребенка есть и другой родитель — отец. Детям нужен папа: его голос, прикосновения, сильные руки малыш ощущает с первых дней жизни. Сила, защита, которую излучает отец, обеспечивает комфортную, спокойную обстановку не только малышу, но и его матери.

Мама заботится о ребенке, а отец — о паре «мама-ребенок». Мама полностью принадлежит малышу и тоже становится уязвимой, нуждается в опоре, поддержке и защите. Мама заботится о ребенке, а отец — о паре «мама-ребенок». Малыш не только «передает» матери свои сигналы, но и «ловит» ее.

В каком возрасте у ребенка формируется привязанность?

Что такое привязанность? Расстройства привязанности 24.07.2020 Почему взрослых так пугает, когда ребенок не разделяет своих и чужих и радостно называет любую женщину мамой? Охотно дает руку любому чужому взрослому на улице и готов идти с ним куда угодно? Что это значит для ребенка — чувство привязанности? Чувство привязанности является важной частью жизни замещающей семьи.

  1. Развитие этого чувства может помочь детям или подросткам построить или восстановить отношения со своей кровной семьей (родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, родственниками), что очень важно для воссоединения с нею.
  2. Если же известно, что кровная семья не может или не хочет заботиться о ребенке, и ребенок должен быть усыновлен, важно развивать чувство здоровой привязанности, чтобы, во-первых, успешно справляться с последствиями расставания с кровной семьей, и, во-вторых, чтобы детство было счастливым настолько, насколько это возможно.

Привязанность – это взаимный процесс образования эмоциональной связи между людьми, которая сохраняется неопределенное время, даже, если эти люди разделены. Взрослым нравится испытывать чувство привязанности, но они могут прожить и без него. Детям же испытывать чувство привязанности необходимо.

  • Три источника формирования привязанности:
  • · удовлетворение потребностей ребенка;
  • · позитивное взаимодействие;
  • · признание, принятие ребенка как «своего», как «одного из нас».

Здоровая привязанность способствует развитию у ребенка совести, логического мышления, способности контролировать эмоциональные вспышки, испытывать самоуважение, умения понимать собственные чувства и чувства других людей, а также помогает находить общий язык с другими людьми.

  • Позитивная привязанность также помогает снизить риск задержки в развитии.
  • Нарушение привязанности может оказать влияние не только на социальные контакты ребенка – развитие чувства собственного достоинства, способности к эмпатии (то есть способности понимать чувства других людей, сочувствовать другим), но может вносить свой вклад и в задержку эмоционального, социального, физического и умственного развития ребенка.

В раннем возрасте у ребенка происходит формирование устойчивого типа привязанности к близкому взрослому. Первый год жизни ребенка – благоприятный период для формирования привязанности. Начало привязанности закладывается по мере развития у ребенка реакций на окружающих его людей.

  • Так, около 3 месяцев у ребенка возникает «комплекс оживления» (он начинает при виде взрослого улыбаться, активно двигать руками и ногами, выражать звуками радость, тянуться к взрослому).
  • Примерно в 6-8 месяцев ребенок начинает уверенно отличать членов семьи, которых видит часто, от чужих людей.
  • В этом возрасте он сильно привязан к матери, может не узнать бабушек и дедушек, если редко их видит.

Учится показывать родителей в ответ на вопросы «где мама?», «где папа?». В 10-12 месяцев начинается формирование речи – сначала отдельные слова, затем формируется фразовая речь. Ребенок на основании первичной привязанности к матери начинает проявлять избирательную привязанность по отношению к другим близким людям, однако использует мать в качестве «надежной базы» для своих исследовательских действий.

  • Это очень заметно, когда ребенок начинает ходить или ползать, т.е.
  • Становится способен к самостоятельному передвижению.
  • Если понаблюдать за поведением ребенка 11 – 18 мес,, то важно, что его движение происходит по достаточно сложной траектории, он постоянно возвращается к матери, и, если кто-то заслоняет ему мать обязательно перемещается так, чтобы видеть ее.

К 2 годам ребенок, как правило, четко дифференцирует на «своих» и «чужих». Узнает родственников на фото, даже, если он не видел их какое-то время. При адекватном уровне развития речи может рассказать, кто есть кто в семье. При нормальном развитии и в обычной обстановке в семье готов к общению с окружающим миром, открыт для новых знакомств.

С удовольствием знакомится на площадке с детьми и пытается играть с ними. Типы привязанности Безопасная (надежная) — здоровая форма привязанности, Родители — чуткие, внимательные и теплые, понимают и удовлетворяют все потребности детей. Ребенок использует мать как безопасную базу для общения с внешним миром.

Небезопасные (ненадежные) типы привязанности: Избегающая, Родители — эмоционально холодные, невнимательные к потребностям ребенка, излишне требовательные. Тревожно-амбивалентная, Родители — неустойчивы, непоследовательны и непредсказуемы. Дезорганизованная,

  1. Базовыми характеристиками матери, обусловливающими формирование типа привязанности, выступают :
  2. эмоциональное принятие ребенка, любовь и уважение личности, умение выразить его в общении с ребенком;
  3. чувствительность к особенностям поведения ребенка, сигнализирующим о его потребностях и желаниях. Чрезмерная чувствительность матери и фиксация на симптомах неблагополучия могут приводить к формированию тревожной привязанности;
  4. адекватное представление о возрастно-психологических и индивидуальных особенностях ребенка;
  5. умение адекватно реагировать на потребности и нужды ребенка;
  6. постоянство, последовательность и непротиворечивость поведения матери, позволяющие ребенку адекватно реагировать на поведение матери и эффективно взаимодействовать с ней;

восприятие ребенка как самостоятельного субъекта, а не как на объект материнского ухода и воспитания. Учет во взаимодействии с ребенком его активности и потенциальных возможностей.

  • Отсутствие и несформированность привязанности оказываются разрушительными для развития ребенка.
  • Расстройства привязанности (нарушения привязанности) можно определить по ряду признаков,

Во-первых — устойчивое нежелание ребенка вступать в контакт с окружающими взрослыми. Ребенок не идет на контакт со взрослым, чуждается, сторонится их; на попытки погладить отталкивает руку; не смотрит в глаза, избегает взгляда глаза в глаза; не включается в предложенную игру, однако, ребенок, тем не менее, обращает внимание на взрослого, как бы «незаметно» поглядывая на него.

  1. Во-вторых — преобладает апатичный или сниженный фон настроения с боязливостью, или настороженностью, или плаксивостью.
  2. В-третьих – у детей в возрасте 3-5 лет может проявляться аутоагрессия (агрессия по отношению к себе – дети могут «биться» головой о стену или пол, бортики кровати, царапать себя и т.п.).

При этом агрессия и аутоагрессия может быть и следствием насилия в отношении ребенка, а также отсутствием положительного опыта построения отношений с другими людьми. Если ребенок продолжительное время находился в ситуации, когда взрослые обращали на него внимание лишь тогда, когда он начинал плохо себя вести, и это внимание выражалось в агрессивном поведении окружающих взрослых (крик, угрозы, шлепки), он усваивает эту модель поведения и пытается привнести ее в общение с приемными родителями.

  • Стремление обратить на себя внимание взрослого подобным образом (т.е.
  • Плохим поведением) также является одним из проявлений неадекватной привязанности.
  • Причем, что интересно, ребенок может спровоцировать взрослого на такое поведение, которое ему, взрослому, в принципе не свойственно.
  • В подобном положении важно понять, что происходит.

Родителям достаточно просто осознать, что происходит и научиться чувствовать момент такой провокации. Например: выйти из комнаты (физически выйти из ситуации), взять тайм-аут (досчитать до 10 или просто сказать ребенку, что вы сейчас не готовы с ним общаться и вернетесь к этому разговору чуть позже), кому-то помогает умыться холодной водой и т.д.

  • Главное в этой ситуации научиться распознавать момент возникновения такой критической ситуации.
  • Важным является обучение ребенка распознаванию, проговариванию и адекватному выражению своих чувств, полезным в такой ситуации является использование родителем «Я-высказываний».
  • В-четвертых — «диффузная общительность», которая проявляется в отсутствии чувства дистанции со взрослыми, в желании всеми способами привлечь к себе внимание.

Такое поведение часто называется «прилипчивым поведением», и наблюдается оно у большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста – воспитанников детских учреждений. Они бросаются к любому новому взрослому, залезают на руки, обнимаются, называют мамой (или папой).

  1. Кроме того, следствием нарушения привязанности у детей могут быть соматические (телесные) симптомы в виде снижения массы тела, слабости мышечного тонуса.
  2. Не секрет, что дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, чаще всего отстают от своих сверстников из семей не только в развитии, но и в росте и весе.

Причем, если раньше исследователи предлагали только улучшить питание и уход за детьми, то сейчас уже становится очевидным, что дело не только в этом. Очень часто дети, которые попадают в семью, через некоторое время, пройдя процесс адаптации, начинают неожиданно быстро прибавлять в весе и росте, что является, скорее всего, не только следствием хорошего питания, но и улучшением психологической обстановки.

  1. Риск возникновения нарушений привязанности возрастает в том случае, если перечисленные факторы имеют место в течение первых двух лет жизни ребенка, а также, когда сочетаются несколько предпосылок одновременно.
  2. Приемным родителям не стоит рассчитывать, что ребенок сразу, попав в семью, будет демонстрировать положительную эмоциональную привязанность.

В лучшем случае он будет проявлять беспокойство при вашем отсутствии или попытках отлучиться из дома. Но это не значит, что привязанность нельзя сформировать. Самое главное, что большинство проблем, связанных с формированием привязанности у ребенка, принятого в семью – преодолимы, и преодоление их зависит, в-первую очередь, от родителей.

  • Как формировать привязанность от 0 до 3 лет Во время кормления ребенка бутылочку держите всегда в руках, сопровождая кормление нежным взглядом, шепотом, легкими прикосновениями (поглаживайте, держите за пальчики и т.п.).
  • Соблюдайте режим дня.
  • Главное — предсказуемость ритуалов, действий! Разворачивайте ребенка лицом к своему лицу, когда носите или общаетесь.

Можно — «кенгуру» или слинг. Никаких «переносок для младенцев» и колясок, где малыш сидит спиной к маме!

  1. Контакт «кожа к коже».
  2. Как можно чаще берите ребенка на руки и качайте его, с улыбкой глядя в глаза, напевая или рассказывая что-нибудь.
  3. Если ребенок рыдает, не оставляйте его одного.
  4. Будьте настойчивы в контактах с ребенком, погруженным в себя — ему нужно больше времени, чтобы включиться в отношения.
  5. В первый год (или минимум полгода) после приема ребенка в семью, не отдавайте его в ясли или детский сад.
  6. Как формировать привязанность у ребенка от 5 до 7 лет
  7. Продолжайте объятия, контактные игры, массажи.
  8. Доверяйте ребенку свои чувства – «я сегодня рассердилась, когда», «мне было грустно, оттого».
  9. Просите прощение у ребенка в случае срыва.
  10. Называйте чувства ребенка, применяйте активное слушание.
  11. Обсуждайте конфликты, когда страсти улеглись.
  12. Как формировать привязанность у ребенка от 7 до 10 лет
  13. Разделяйте с ребенком его хобби, читайте ему вслух.
  14. Не забывайте обнимать, минимум 8 объятий в день.
  15. Продолжайте называть свои чувства и чувства ребенка.
  16. Организуйте с ребенком совместные занятия, общее приятное времяпровождение.
  17. Смотрите в кругу семьи его видео.
  18. Доверяйте ребенку приготовление простого блюда к ужину.
  19. Как формировать привязанность у ребенка старше 10 лет
  20. Продолжайте активное слушание, тактильный контакт.
  21. Не забывайте обнимать, минимум 8 объятий в день.
  22. Будьте на стороне ребенка во время внешней угрозы.

Имейте общее время (кафе, прогулки, кино и т.д.).

  • Обращайтесь за помощью к нему в том, в чем он чувствует себя уверенно (компьютеры, физическая сила и прочее).
  • Советуйтесь с ним перед принятием решений, касающихся не только его, но и общесемейных вопросов.
  • Спрашивайте, что нравится/не нравится, задавайте вопросы. Разговаривайте на общие темы перед сном или за ужином
  • Слушайте подростка, когда он начинает говорить, а не когда у вас есть время.
  • Отправляйте ребенку смешные СМСки, записочки без повода.
  • Вместе подготавливайте кому-то сюрприз или праздник.
  • Важно понять и принять, что ответственность за отношения с ребенком лежит целиком и полностью на вас.
  • Казакова Ольга Владимировна,
  • педагог-психолог КГБУ «Бийский центр помощи детям,
  • оставшимся без попечения родителей»

Читать подробнее: Что такое привязанность? Расстройства привязанности

Почему ребенок хочет спать с папой?

Почему ребенок продолжает спать с мамой и папой —

Страх темноты у ребенка. Это встречается у многих дошкольников. Он приходит в возрасте 4–6 лет. Для ребенка это норма развития, у него появляются новые эмоции, усложняется внутреннее психическое устройство. Ребенку нужно дать время и поддержку со стороны взрослого, чтобы он справился со страхом. Но часто мамы и папы не дают такой возможности, и ребенок вместо того, чтобы побороть страх, учиться с ним договариваться, бегает в родительскую комнату. Конфликт, напряжение между супругами. Часто ребенок остается в родительской кровати, потому что служит неким «буфером» между мужем и женой, мамой и папой, которые не могут решить какой-то конфликт. Это разрушающая ситуация для всех. Чувство вины у родителей. Маме кажется, что ребенок не справится без нее, его жалко — в итоге и момент отделения постоянно оттягивается. Если ребенок каждую ночь спит с родителями, он как бы получает от них сигнал: «Мы знаем, что ты маленький и без нас не справишься». Дети считывают это послание и начинают верить, что действительно не справятся.

Как ребенок понимает что я его мама?

Узнают ли новорожденные свою мать при рождении? — Короткий ответ: да. «Исследования показали, когда матери прижимают новорожденных к коже, происходят значительные изменения в жизненно важных показателях малыша — их частота дыхания и частота сердечных сокращений замедляются, они становятся спокойными», — говорит Мэдден.

  • Другими словами, ребенок сразу понимает, что мать держит его на руках.
  • Младенцы действительно могут слышать голос своей матери, находясь в утробе матери,
  • «Есть доказательства того, что младенцы начинают узнавать голос своей матери уже в третьем триместре беременности, — говорит доктор Ребекка Даймонд, сертифицированный педиатр и доцент кафедры педиатрии Колумбийского университета.

Сразу после рождения младенцы, узнают голос своей матери и предпочитают ее голос другим. Они также отдают предпочтение звукам, произносимым на языке, на котором говорила их мать во время беременности. Это еще раз показывает, насколько мамина речь повлияла на развитие их мозга ».

Что такое отец для сына?

Важный момент — Влияние отца на воспитание сына нельзя переоценить, его можно нивелировать — исключив мужчину из семьи, ограничив его общение с детьми или лишив уважения в существующем браке. И чтобы это предотвратить, давайте позволим мужчинам занять по праву принадлежащее им место в семье и обществе, признавая их решающую роль в формировании ценных психологических особенностей и качеств.2.

  1. Для сына папа — первый и главный человек для подражания,
  2. Именно отец учит мальчика вести себя по-мужски, показывает это на собственном примере, в повседневном общении демонстрируя ему, как поступают мужчины в тех или иных ситуациях.
  3. Папа — это модель мужского поведения, которую сыну удается пристально рассмотреть и, как следствие, хорошо усвоить, потому что отец рядом, за ним удобно наблюдать, с ним можно много общаться и «считывать» образец мужественности с него.

На самом деле, этот образец «мужского» подрастающему мальчику трудно найти для себя где-либо еще, потому как в современном мире ребенка окружают преимущественно женщины. И именно отец показывает мальчику, что в трудных ситуациях мужчины дают отпор; что в отношениях с женщиной они покровительствуют и оберегают; что они работают и постоянно чем-то заняты в широком — внешнем по отношению к семье миру — чтобы у жены и детей были деньги, опора, средства жить хорошо и благополучно.3.

  • Знакомя сына с позицией, положением мужчины в обществе, отец учит его и конкретным способам «мужских» действий — тому, как забивать гвозди, чинить кран, менять резину на машине, переносить тяжести.
  • В школе или от мамы этого не узнать.
  • В общении с отцом развивается компетентность мальчика, его возможности владеть необходимыми для жизни навыками и знаниями.

Какие черты характера ребенка могут обусловить то, что в будущем он станет безработным? Читайте об этом в материале «Интеллект ни при чем: 5 признаков, что ваш ребенок не сделает карьеру» 4. Отец формирует в сыне чувства самостоятельности и собственного достоинства, Это происходит за счет того, что отец, присутствуя в семье и так же получая внимание матери, как бы препятствует «слиянию» ребенка с мамой, предотвращает ситуацию, когда мать и дитя полностью сосредоточены друг на друге, что, по оценке психологов, может сформировать в ребенке потребность быть рядом с мамой всегда, зависеть от нее, всегда пользоваться ее помощью и заботой, чувствовать себя неотделимым от мамы и бояться самостоятельности, независимости.

Включаясь во взаимодействие с ребенком, отец предстает для него еще одним любящим взрослым, который помогает ребенку занять свое — особое — место сначала в семье, а потом и в мире. Говоря иными словами, отец очерчивает ребенку психологические границы — дает понять и пережить оптимальную дистанцию сначала в общении с мамой, а затем — со всеми остальными людьми.

Если мать любит ребенка безусловно, только уже потому, что он есть у нее, то отцовская любовь — другая. Отец бессознательно стимулирует сына на достижения, освоение новых знаний и навыков, исполнение определенных обязанностей — признание которых в сыне служит для него основанием полюбить его. 5. Закономерными следствиями чувств собственного достоинства и самостоятельности является готовность притязать на достижения и стремиться к успеху, которую именно отец формирует в сыне. Получая поддержку отца, мальчик понимает: «Я могу, у меня получается» — и это позволяет ему стремиться вперед.

Читайте также:  Какие Доходы Включаются В Справку О Доходах?

Чувствуя, что отец защитит и поможет, если это необходимо, мальчик смело пробует, притязает, разными способами добивается своего. Исследования детских психологов показали, что именно общение с папой улучшает развитие мыслительных способностей детей, когда уже на интеллектуальном уровне ребенок начинает видеть больше способов решить задачу и активнее стремится довести их до конца и прийти к правильному ответу.

Интересно также и то, что стремление к успеху побуждает мальчика осваивать «правила» его достижения в социальном, взрослом мире — и чутко усваивать нормы общения, выигрышные стратегии, следовать им. В этом смысле отец формирует в сыне еще одну важную вещь — умение соблюдать законы и подчинять свое поведение существующим принципам.

Как влияет отсутствие отца на мальчика?

Психологические последствия недостаточной представленности эмоционально-позитивной мужской функции в семье и в образовательном пространстве 1109 Иногда, обычно случайно, на приемах в психологических центрах или у школьного психолога встречаются мальчики, которых можно было бы назвать «удобными».

  1. Они не нарушают дисциплину на уроках и переменах в школе, неплохо учатся, кажутся весьма прилежными, хотя особой инициативы не проявляют.
  2. Дома они послушны, спокойны, с ними легко и просто: на них не нужно отвлекаться из-за вовремя невыполненного поручения, по нескольку раз просить о чем-то.
  3. У них практически нет друзей, но и драться с ними никто не собирается.

Другое дело – типичные «хулиганы». С ними нужно быть начеку, в школе они бегают на переменах, выкрикивают с места на уроках, могут подраться, нарушают дисциплину, учатся неровно. Однако одно дело быть удобным для взрослых, и совсем другое – насколько это удобство связано с успешным психическим развитием! Так ли полезно для мальчика быть примерным и послушным, а не драчливым и непоседливым? Для успешного развития личности мальчика очень важно формирование такой важной составляющей психики как полоролевая идентичность, т.е.

специфических психологических установок и способов межличностного поведения, присущих мужчинам или женщинам и таким образом разделяющих их,, Важно также и глубинное ощущение своей принадлежности к одному из двух полов: мужскому либо женскому. Быть мальчиком означает для детей не просто носить мужское имя и обладать мужским телом, но и вести себя «как мальчик».

Но откуда они знают, какими должны быть мальчики? Конечно, в первую очередь, из своих наблюдений и опыта. Однако современная социальная ситуация такова, что вокруг детей очень много женщин и женского.Ю.Е. Алешина и А.С. Волович отмечают, что в нашей стране ребенок имеет относительно мало возможностей для собственно маскулинных проявлений, так как взрослые (в первую очередь, женщины) относятся к ним достаточно амбивалентно, мужские способы реакции на обиду или не предлагаются родителями, или обесцениваются ими,

По данным проведенного недавно исследования в настоящее время каждый третий подросток живет в семье без родного отца, каждый четвертый подросток из неполной семьи видится со своим отцом не чаще одного раза в неделю, а каждый десятый подросток вообще никогда не встречался со своим отцом.37 % Подростков видят своего отца всего несколько раз в год и реже, чем один раз в год,

Складывается ситуация, когда ребенка воспитывают мама и бабушка и мальчик становится своего рода продолжателем этой женской линии, как будто оказавшимся в матрешке, которая не подразумевает необходимости существования третьего – отца. Вместе с тем, недавно было показано, что можно выделить четыре основных аспекта отцовской значимости, относительно независимых от культурно-исторического контекста:

его содействие перестройке первоначально симбиотических отношений ребенка с матерью; открытие ребенку новых, качественно иных способов взаимодействия; содействие развитию у ребенка представлений о семейной иерархии; формирование у ребенка представлений о себе как о потомке двух родов: не только материнского, но и отцовского,,

Все эти аспекты действуют и применительно к процессу формирования полоролевой идентичности у мальчика. Действительно, М. Малер предполагала, что отец стимулирует раннюю исследовательскую активность ребенка во время подфазы практики и защищает его от регрессивного симбиотического притяжения к матери во время подфазы сближения,

Далее, как отмечал З. Фрейд, присутствие сильного отца гарантирует сыну правильное решение для выбора объекта в противоположном поле. Согласно классическим психоаналитическим взглядам в результате симбиотической идентификации с матерью первичная полоролевая идентичность мальчика оказывается феминной. Для достижения мужской идентичности мальчик должен дезидентифицироваться с матерью и идентифицироваться с отцом.

Иначе говоря, успешность в мужской идентификации мальчика зависит от его способности к дезидентификации, Когда отец не является легкодоступным, идентификация с ним может быть задержана и установление уверенного чувства мужественности у мальчика нарушается,

«Из-за отцовской пассивности или беспомощности, или из-за его стимуляции враждебной состязательности, наблюдающаяся у мальчика преувеличенная демонстрация силы обычно свидетельствует о его чувстве незащищенности, а не доказывает его мужественность», Предполагается, что в подростковом возрасте снова актуализируется конфликт в выборе между диадными и триадными отношениями,

Как отмечает П. Блос, раннеподростковая фаза характеризуется оживлением симбиотических отношений с матерью. Активное развитие идентичности начнется у мальчика только после того, как будет разрешена связь с так называемой преэдипальной матерью раннего возраста.

  • Из раннеподростковых отношений с отцом медленно формируются отношения другого порядка, где он выступает уже в качестве конкурента и желаемого объекта для идентификации.
  • Отношение к «эдипальным» родителям детства должно быть «проработано» снова, завершаясь процессом эмоциональной сепарации и обретении чувства себя, отличающегося от каждого из родителей,

Но может ли выполнять мужскую функцию отца женщина? Как полагает A. Samuels, хотя отцовская и материнская функции и отличаются, они, тем не менее, могут выполняться одним и тем же лицом и не обязательно полоспецифичны, С другой стороны, высказывается мнение, что детям, живущим с одними женщинами, намного труднее справляться с агрессивными чувствами, когда рядом нет отца, мужчины,

Согласно предположениям некоторых психоаналитиков, если отец выполняет функции матери, проявляя феминный способ поведения, развитие ребенка не обязательно изменится в худшую сторону, С другой стороны, известно множество примеров, когда именно выраженно феминная позиция отца в семье приводила к серьезным нарушениям в психическом развитии ребенка.

Другая крайность – гипермаскулинность, тотальное всемогущество отца также может оказаться деструктивной для ребенка. В автобиографическом «Письме к отцу» Ф. Кафка вспоминает об ужасающем страхе и чувстве стыда перед отцом, который фактически раздавил его своим воспитанием,

Отец предстает впадающим в ярость, обесценивающим, унижающим, паранояльным тираном и, в то же время, жалующимся, ищущим от детей благодарности, сочувствия. В этом письме дан яркий пример того, что W. Colman в традиции аналитической юнгианской психологии назвал архетипом тиранического отца: поглощающего и всемогущего, в то время как мать была нерешительной и униженной,

В мифологии это находит свое отражение в легенде о Хроносе, пожирающем своих детей. Мать Зевса помогает ему в борьбе с отцом, как, собственно, и Ариадна, давшая Тесею нить, чтобы он смог выбраться из лабиринта ужасного Минотавра. В связи с этим W. Colman выделяет комплекс Хроноса, заключающийся в борьбе против всемогущего отца.

  1. Символическая жизнь в желудке Хроноса перекрывает доступ к материнской феминности, оставляя детей частью своих отцов и не давая им возможности для развития своей идентичности,
  2. Современной моделью тиранического отца является Терминатор из одноименного фильма, посланный убить женщину, которая должна родить ребенка, угрожающего миру машин из будущего.

Согласно W. Colman ребенок в такой ситуации будет беззащитен перед отцовской агрессией, символически оставаясь лишь частью отца, и развитие его автономии будет блокировано, Очевидно, ни гиперфеминность ни гипермаскулинность отца не являются хорошим знаком для успешного психического развития ребенка.

Представления о родителях как о паре и существовании двух линий в его родословной помогают мальчику принять свое место в семейное иерархии и представлять себя в будущем как отца своего собственного ребенка. Однако несмотря на пристальное внимание к семейным факторам формирования полоролевой идентичности, основной акцент в эмпирических исследованиях был сделан на изучении роли матери,

Было обнаружено, что отсутствие отца пагубно отражается на полоролевом развитии мальчиков. В семьях без отца мужские черты у мальчиков возникали медленнее, и они были менее агрессивными и более зависимыми, При отсутствии в семье отца «Я-концпеция» ребенка будет отражать доминирование в восприятии образа матери.

Отмечается, что испытуемые студенты, воспитывавшиеся без отца, продемонстрировали более высокую степень идентификации с матерью и отчимом, при этом степень идентификации с родным отцом была маловыраженной. Вместе с тем, по мнению ряда исследователей, отчим не может полностью заменить родного отца, и существование в психике места именно для образа родного отца имеет важное значение,

Специально проведенные обширные исследования причин мужской гомосексуальности констатировали выраженный дефицит отношений между отцом и сыном, равнодушие, отвержение и враждебность со стороны отца, Следует отметить, что не сам по себе уровень маскулинности отца важен для формирования адекватной полоролевой идентичности (к удивлению ученых, не было обнаружено значимых корреляций между маскулинностью отцов и маскулинностью сыновей).

Идентификацию с ним ребенка облегчает степень его теплоты и эмоциональной вовлеченности ;, Эмпирически было показано, что когда сыновья чувствовали отцовское принятие, они ощущали большую близость с ним и были более склонны к проявлению типичных мужских черт, независимо от степени маскулинности отцов,

Вместе с тем, связь между полоролевой идентичностью и поведением отца не является однозначной. Действительно, многие мальчики, растущие без отца, все же развивают адекватную полоролевую идентичность ;, Последние исследования детей, которых воспитывают отцы-гомосексуалисты, также свидетельствуют, что подавляющее большинство из них вырастает гетеросексуальными, причем процент детей, выросших гомосексуальными, в целом не отличается от среднего по популяции.

  1. Имеются данные, что длительность проживания детей с отцами-гомосексуалистами, частота встреч с ними и даже качество детско-отцовских отношений не влияет на гомосексуальный выбор объекта у выросших детей,
  2. Недавно проведенное исследование позволило обнаружить ряд новых закономерностей, связанных не только с наличием или отсутствием отцовской фигуры, но и особенностями его психического образа у подростков ;,

Оказалось, что воспринимаемая эмоциональная теплота отца является важным фактором становления полоролевой идентичности как для младших, так и для старших подростков-мальчиков. При этом восприятие отца эмоционально теплым или эмоционально-позитивным связано для подростков-мальчиков как с большей маскулинностью, так и феминностью, т.е.

Психологической андрогинностью, которая, как известно, является наиболее пластичным видом полоролевой идентичности, тем более, что среди андрогинных подростков-мальчиков позитивно окрашенный образ отца встречается с большой частотой. Вместе с тем, большую долю подростков с эмоционально недифференцированным отцовским образом (т.е.

с отсутствием выраженных эмоционально позитивных или негативных представлений об отце) составляют, как среди младших, так и старших, подростки с феминной полоролевой идентичностью. В то же время восприятие отца младшими подростками-мальчиками сверх-контролирующим затрудняет их полоролевую идентификацию, приводя к уменьшению их маскулинности и феминности.

Возможно, что бы младшие подростки-мальчики ни пытались предпринять, запрещающий, контролирующий отцовский образ препятствует, не дает возможности «примерить» на себя тот или иной способ поведения, свойственный мужчинам или женщинам, не оставляет места для исследования самого себя и собственных возможностей.

В такой ситуации неокрепшее «Я» ребенка может не справиться с внутренней критикой со стороны отцовского образа, отсутствием поддержки и одобрения. В том же исследовании изучалось совместное влияние факторов наличия в семье отца и типа его образа на полоролевую идентичность подростков.

  1. Оказалось, что маскулинность младших подростков-мальчиков с амбивалентным образом отца (т.е.
  2. Одновременно с выраженным эмоционально позитивным и негативным отношением к отцу), живущих с отцом, выше маскулинности подростков с тем же типом образа отца, но с которыми отец не живет.
  3. Это может быть возможным следствием того, что негативная окрашенность образа является следствием действия патогенных факторов, уменьшающих вероятность идентификации подростка-мальчика с мужчиной, отцом.

Если в образе отца у старших подростков-мальчиков есть позитивная составляющая, то независимо от наличия в семье отца маскулинность подростка значимо не изменится. Однако если образ негативно окрашен, факт наличия в семье отца будет иметь решающее значение.

  • В ситуации неполной семьи действие негативизирующих отцовский образ факторов может усилиться и привести к наблюдаемому существенному уменьшению маскулинности старших подростков-мальчиков из неполных семей.
  • Если же образ отца у подростка эмоционально недифференцированный, но отец живет с семьей, маскулинность старшего подростка-мальчика будет по уровню такой же, как и для подростка с позитивным отцовским образом.

Эмоционально недифференцированный образ отца, когда он живет с семьей, очевидно, близок к ситуации эмоционально отсутствующего отца. Он никак не участвует в воспитании подростка, не вступает в отношения с ним, возможно, часто отсутствует дома из-за занятости на работе.

  • Такой отец не контролирует и не содействует автономии, он не радуется успехам сына, но и не ругает за неудачи.
  • Скорее всего, в такой ситуации у подростка формируется маскулинная полоролевая идентичность, а, вернее, гипермаскулинная.
  • Когда же отец не живет со своей семьей и его образ у подростка эмоционально недифференцированный, можно предположить ситуацию отсутствия внутреннего отца у подростка.

Предполагается, что в ситуации дефицитарности отцовского образа дети и впоследствии взрослые, возможно, будут отрицать различия между поколениями и роль отца в их жизни, застревая на стадии диадных отношений, Это ведет к падению маскулинности и не содействует формированию маскулинной либо андрогинной идентичности.

Возвращаясь к введенной в начале статьи категории «удобных» мальчиков, можно в свете вышеизложенного охарактеризовать их как «выраженно феминных», испытывающих серьезные эмоциональные затруднения в связи с нарушениями в формировании идентичности, самосознания; изолированных от отношений со своими сверстниками.

Психотерапевтическая работа выявляет глубоко вытесненные чувства вины, стыда, страха и ненависти у таких детей, которые редко оказываются в поле зрения школьного психолога: с ними все «нормально» с точки зрения женщин: ведь их ожидания и отношение к мальчикам зачастую опекающее и подавляющее: не бегай, а то упадешь, учись хорошо, будь прилежным, не дерись, не вертись и т.п.

Однако не стоит полагать, что описываемый в статье феномен связан исключительно с особенностями семейной атмосферы и культуральной ситуации и не существует какихлибо превентивных мер, которые могли бы быть реализованы даже в школе. Школу сравнивают со вторым домом, а классные руководительницы иногда называют себя «классными мамами».

Если такие аналогии между домом, семьей и школьной жизнью существуют, то кто же в школе будет тогда «классным папой»? Есть ли он там? Или получается, что, отправляясь в школу, ребенок попадает в «неполную семью»? Первое, что приходит в голову, – учителя труда, физкультуры и ОБЖД: обычно это мужчины.

Их позиция в школе может быть разной: от периферийной до культовой. Общение с ними, особенно если они пользуются авторитетом, может быть полезно как для мальчиков, так и для девочек: мужчины иначе ведут уроки, их реплики и система оценок и контроля другие. Однако, помимо значимости взаимодействий с учителями-мужчинами, необходим и другой аспект проявления в школе мужской функции, связанный с подтверждением и утверждением норм, правил, ценностей, законов поведения детей.

Мать может говорить ребенку, что можно, а чего нельзя, но символическим воплощением закона все равно будет оставаться отец, мужчина. В школе, естественно, тоже действует система правил и обязанностей, которые дети должны выполнять. Но кто будет являться тогда гарантом этих правил? Здесь возможно высказать простую гипотезу, которая, тем не менее, создает внутреннюю психологическую связь между двумя главными институтами социализации – семьей и школой: «удобному» мальчику можно помочь нормально психически развиваться в школе, только если там будет человек, занимающий благожелательную, нейтральную, но четкую и последовательную позицию утверждения закона и правил, – директор.

  • И если учительница в школе выполняет в чемто материнскую функцию, то директор символически отцовскую.
  • Причем пол в такой ситуации не имеет принципиального значения.
  • Бывают директора, которые ставят «дисциплину» и подчинение во главе угла.
  • Но «дисциплина» эта скорее выглядит как тоталитарное угнетение психики ребенка.

В такой ситуации имеет место парадоксальная ситуация, хорошо известная, впрочем, детским психотерапевтам. В отсутствии в семье отца мать ребенка может стать для него жестоким, карательным, уничтожающим личность надсмотрщиком якобы взамен отца. Однако на самом деле она будет оставаться именно матерью, но грозной, архаической, матриархальной матерью первобытного рода, когда отец не имел еще той власти в семье, которую приобрел позже, в классическом патриархальном обществе.

  • Так же и в школе: тоталитарный директор, якобы исполняющий «настоящую» отцовскую функцию, вряд ли будет содействовать поддержанию здоровой психической атмосферы.
  • Рассмотренные выше проблемы требуют своевременной диагностики и коррекции.
  • Для диагностики полоролевой идентичности детей, начиная с 10-летнего возраста, может пригодиться апробированный недавно опросник «Маскулинность и феминность», вкупе со шкалой детской депрессии М.

Ковак, поскольку в некотором плане «удобные» мальчики могут страдать так называемой маскированной депрессией, не имеющей в детском и подростковом возрасте ясно выраженных и очевидных признаков, Психокоррекционная работа с «удобным» мальчиком требует утверждения в его семье устойчивых и позитивных отцовских места и функции.

  1. Прежде чем начинать психотерапевтическую работу с ребенком, желательно получить на это согласие не только его матери, но и отца.
  2. Бывает, что отец не хочет приходить, живет с другой семьей.
  3. Однако все таки если какие-то контакты поддерживаются, желательно, чтобы он пришел на консультацию и высказал свою точку зрения на проблемы ребенка.

Зачастую уклонение отца от консультации может быть связано с определенным нарушением семейного, супружеского функционирования. Если ребенок на консультации говорит, что у него нет отца, или если такое говорит в процессе беседы его мать, следует обязательно сказать, что у каждого человека есть мать и отец, и без отца ребенок не появился бы на свет.

Представление о родителях как паре, которая дала жизнь ребенку, как показывает практика, является одним из основополагающих событий в его личностном развитии. Часто именно с происхождением ребенка связано множество семейных тайн, которые пытаются от него скрывать. Такое умолчание потенциально опасно. Обычно это тайны, что отец неродной и что ребенок – приемный.

Если ребенок об этом не знает, необходимо выяснить, почему родители не хотят ему об этом говорить, пояснить возможные последствия этого. Когда сам психотерапевт становится заложником семейного секрета, он не сможет эффективно выполнять свои функции, и терапия прекратится без достижения необходимого результата.

Что такое токсичный родитель?

Токсичные родители — это люди, рядом с которыми плохо, и которым плохо самим. Они не в состоянии справиться со своей болью и вываливают её на ребёнка в виде угроз, манипуляций, обесценивания.