На Каком Основании Могут Прийти Органы Опеки?

На Каком Основании Могут Прийти Органы Опеки
На что имеют право сотрудники опеки? Из-за чего они могут забрать детей? Отвечает президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента. Многие родители подвержены фобии, связанной с органами опеки: придут люди, увидят, что на полу грязно, найдут синяк у ребенка и заберут его в детский дом. «Медуза» попросила президента фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елену Альшанскую рассказать, на что имеют право сотрудники опеки и какими критериями они руководствуются, когда приходят в семью.

  • Вообще закон предполагает только один вариант «отобрания» ребенка из семьи не по решению суда.
  • Это 77-я Семейного кодекса, в которой описывается процедура «отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью».
  • Только нигде вообще, ни в каком месте не раскрывается, что называется «непосредственная угроза жизни и здоровью».

Это решение полностью отдают на усмотрение органов. И в чем они эту угрозу усмотрят — их личное дело. Но главное, если все же отобрание происходит, они должны соблюсти три условия. Составить акт об отобрании — подписанный главой муниципалитета. В трехдневный срок — уведомить прокуратуру.

  1. И в семидневный срок подать в суд на лишение либо ограничение прав родителей.
  2. То есть эта процедура вообще пути назад для ребенка в семью не предусматривает.
  3. Если сотрудникам опеки непонятно, есть непосредственная угроза или нет, но при этом у них есть какие-то опасения, они ищут варианты, как ребенка забрать, обойдя применение этой статьи.

Также на поиски обходных путей очень мотивирует необходимость за семь дней собрать документы, доказывающие, что надо семью лишать или ограничивать в правах. И мороки много очень, и не всегда сразу можно определить — а правда за семь дней надо будет без вариантов уже требовать их права приостановить? Вообще, никогда невозможно это определить навскидку и сразу, на самом деле.

  • Как обходится 77-я статья? Например, привлекается полиция, и она составляет акт о безнадзорности — то есть об обнаружении безнадзорного ребенка.
  • Хотя на самом деле ребенка могли обнаружить у родителей дома, с теми же самыми родителями, стоящими рядом.
  • Говорить о безнадзорности в этом смысле невозможно.

Но о профилактике беспризорности и безнадзорности и внутренние порядки позволяют МВД очень широко трактовать понятие безнадзорности — они могут считать безнадзорностью неспособность родителей контролировать ребенка. Полицейские могут сказать, что родители не заметили каких-то проблем в поведении и здоровье ребенка или не уделяют ему достаточно внимания — значит, они не контролируют его поведение в рамках этого закона.

Так что мы можем составить акт о безнадзорности и ребенка забрать. Это не просто притянуто за уши, это перепритянуто за уши, но большая часть отобраний происходит не по 77-й статье. Почему полиция не возражает и не протестует против такого использования органами опеки? Мне кажется, во-первых, некоторые и правда считают, что безнадзорность — понятия такое широкое.

Но скорее тут вопрос о «страшно недобдеть», а если и правда с ребенком что-то случится завтра? Ты уйдешь, а с ним что-то случится? И ответственность за это на себя брать страшно, и есть статья — за халатность. Второй, тоже очень распространенный вариант — это добровольно-принудительное заявление о размещении ребенка в приют или детский дом, которое родители пишут под давлением или угрозой лишения прав.

  1. Или им обещают, что так намного проще будет потом ребенка вернуть без лишней мороки.
  2. Сам сдал — сам забрал.
  3. Самое удивительное и парадоксальное, что иногда получается, что, выбирая другие форматы, органы опеки и полиция действуют в интересах семьи и детей.
  4. Потому что, если бы они все-таки делали акт об отобрании, они бы отрезали себе все пути отступления — дальше по закону они обязаны обращаться в суд для лишения или ограничения родительских прав.

И никаких других действий им не приписывается. А если они не составляют акт об отобрании, то есть всевозможные варианты, вплоть до того что через несколько дней возвращают детей домой, разобравшись с той же «безнадзорностью». Вроде «родители обнаружились, все замечательно, возвращаем».

  • Опека никогда не приходит ни с того ни с сего.
  • Никаких рейдов по квартирам они не производят.
  • Визит опеки, как правило, следует после какой-то жалобы — например, от врача в поликлинике или от учителя.
  • Еще с советских времен есть порядок: если врачи видят у ребенка травмы и подозревают, что тот мог получить их в результате каких-то преступных действий, он обязан сообщить в органы опеки.

Или, например, ребенок приносит в школу вшей, это всем надоедает, и школа начинает звонить в опеку, чтоб они приняли там какие-то меры — либо чтобы ребенок перестал ходить в эту школу, либо там родителей научили мыть ему голову. И опека обязана на каждый такой сигнал как-то прореагировать.

  • Формально никаких вариантов, четких инструкций, как реагировать на тот или иной сигнал, нет.
  • В законе не прописаны механизмы, по которым они должны действовать в ситуациях разной степени сложности.
  • Скажем, если дело во вшах, стоило бы, например, предложить школьной медсестре провести беседу с родителями на тему обработки головы.

А если речь о каком-то серьезном преступлении — ехать на место вместе с полицией. Но сейчас на практике заложен только один вариант реакции: «выход в семью». О своем визите опека обычно предупреждает — им ведь нет резона приходить, если дома никого нет, и тратить на это свой рабочий день.

  • Но бывает, что не предупреждают.
  • Например, если у них нет контактов семьи.
  • Или просто не посчитали нужным.
  • Или есть подозрение, что преступление совершается прямо сейчас.
  • Тогда выходят, конечно, с полицией.
  • Поведение сотрудников опеки в семье никак не регламентировано — у них нет правил, как, например, коммуницировать с людьми, надо ли здороваться, представляться, вежливо себя вести.

Нигде не прописано, имеет ли сотрудник право, войдя в чужой дом, лезть в холодильник и проверять, какие там продукты. С какого такого перепугу, собственно говоря, люди это будут делать? Тем более что холодильник точно не является источником чего бы то ни было, что можно назвать угрозой жизни и здоровью.

Почему это происходит и при чем тут холодильник? Представьте себя на месте этих сотрудников. У вас написано, что вы должны на глазок определить непосредственную угрозу жизни и здоровью ребенка. Вы не обучались специально работе с определением насилия, не знаток детско-родительских отношений, социальной работы в семье в кризисе, определения зоны рисков развития ребенка.

И обычно для решения всех этих задач уж точно нужен не один визит, а намного больше времени. Вы обычная женщина с педагогическим в лучшем случае — или юридическим образованием. Вот вы вошли в квартиру. Вы должны каким-то образом за один получасовой (в среднем) визит понять, есть ли непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка или нет.

  1. Понятно, что вряд ли в тот момент, когда вы туда вошли, кто-то будет лупить ребенка сковородкой по голове или его насиловать прямо при вас.
  2. Понятно, что вы на самом деле не можете определить вообще никакой угрозы по тому, что вы видите, впервые войдя в дом.
  3. У вас нет обязательств привести специалиста, который проведет психолого-педагогическую экспертизу, поговорит с ребенком, с родителями, понаблюдает за коммуникацией, ничего этого у вас нет и времени на это тоже.

Вам нужно каким-то образом принять правильное решение очень быстро. И совершенно естественным образом выработалась такая ситуация, что люди начинают смотреть на какие-то внешние, очевидные факторы. Вы не понимаете, что смотреть, и идете просто по каким-то очевидным для вас вещам, простым: грязь и чистота, еда есть — еды нет, дети побитые — не побитые, чистые — грязные.

  • То есть по каким-то абсолютно очевидным вещам: у них есть кровать — или им вообще спать негде, и валяется циновка на полу, то есть вы смотрите на признаки, которые на самом деле очень часто вообще ни о чем не говорят.
  • Но при этом вы поставлены в ситуацию, когда вы должны принять судьбоносное решение в отсутствие процедур, закрепленных экспертиз, специалистов, вот просто на глазок и сами.

Пустые бутылки под столом? Да. Значит, есть вероятность, что здесь живут алкоголики. Еды в холодильнике нет? Значит, есть вероятность, что детям нечего есть и их морят голодом. При этом в большинстве случаев все-таки сотрудники органов опеки склонны совершенно нормально воспринимать ситуацию в семье, благоприятно.

  1. Но у них есть, конечно, какие-то маркеры, на которые они могут вестись, на те же бутылки из-под алкоголя например.
  2. Риск ошибки при такой вот непрофессиональной системе однозначно есть.
  3. Но вообще эти сотрудники — обычные люди, а не какие-то специальные детоненавистники, просто у них жуткая ответственность и нулевой профессиональный инструмент и возможности.

И при этом огромные полномочия и задачи, которые требуют очень быстрого принятия решений. Все это вкупе и дает время от времени сбой. Если говорить о зоне риска, то, конечно, в процентном отношении забирают больше детей из семей, где родители зависимы от алкоголя или наркотиков, сильно маргинализированы.

В качестве примера: мама одиночка, у нее трое детей, ее мама (то есть бабушка детей) была алкогольно зависимой, но вот сама она не пьет. Уже не пьет, был период в молодости, но довольно долго не пьет. И живут они в условиях, которые любой человек назвал бы антисанитарными. То есть очень-очень грязно, вонь и мусор, тараканы, крысы бегают (первый этаж).

Туда входит специалист органа опеки, обычный человек, ему дурно от того, в каких условиях живут дети, и он считает, что он должен их спасти из этих условий. И вот эти антисанитарные условия — это одна из таких довольно распространенных причин отобрания детей.

Но внутри этой грязной квартиры у родителей и детей складывались очень хорошие, человеческие отношения. Но они не умели держать вот эту часть своей жизни в порядке. По разным причинам — по причине отсутствия у мамы этого опыта, она тоже выросла в этой же квартире, в таких же условиях, по причине того, что есть какие-то особенности личности, отсутствия знаний и навыков.

Конечно, очень редко бывает так, что опека забирает ребенка просто вообще без повода или вот таких вот «видимых» маркеров, которые показались сотрудникам опеки или полиции значимыми. Все статьи в СМИ и обыденное мнение большинства на эту тему как будто делят семьи на две части.

На одном краю находятся совершенно маргинальные семьи в духе «треш-угар-ужас», где родители варят «винт», а младенцы ползают рядом, собирая шприцы по полу. А на другом краю — идеальная картинка: семья, сидящая за столиком, детишки в прекрасных платьях, все улыбаются, елочка горит. И в нашем сознании все выглядит так: опека обязана забирать детей у маргиналов, а она зачем-то заходит в образцовые семьи и забирает детей оттуда.

На самом деле основная масса случаев находится между этими двумя крайностями. И конечно, ситуаций, когда вообще никакого повода не было, но забрали детей, я практически не знаю. То есть знаю всего пару таких случаев, когда и внешних маркеров очевидных не было, — но всегда это была дележка детей между разводящимися родителями.

А вот чтобы без этого — не знаю. Всегда есть какой-то очевидный повод. Но наличие повода совсем не значит, что надо было отбирать детей. В этом-то все и дело. Что на сегодня закон не предусматривает для процедуры отобрания обратного пути домой. А в рамках разбора случаев не дает четкого инструмента в руки специалистам (и это главное!), чтобы не на глазок определить экстренность ситуации, непосредственность угрозы.

И даже тут всегда могут быть варианты. Может, ребенка к бабушке пока отвести. Или вместе с мамой разместить в кризисный центр на время. Или совсем уж мечта — не ребенка забирать в приют из семьи, где агрессор один из родителей, а этого агрессора — удалять из семьи. Читать подробнее: На что имеют право сотрудники опеки? Из-за чего они могут забрать детей? Отвечает президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская

Для чего обращаются в органы опеки?

Прежде всего задачей органа опеки и попечительства является защита законных прав и интересов несовершеннолетнего ребенка. Именно ребенка, а не родителей, не иных родственников. И не всегда понимание интересов ребенка у специалистов органа опеки совпадает с мнением родителей или иных родственников.

Что может сделать орган опеки по вашему обращению? Единого и полного перечня вопросов, отнесенных к компетенции органов опеки и попечительства, нет. И не только обычному человеку, но и специалисту порой бывает сложно понять, есть ли повод для обращения в орган опеки и обязан ли орган опеки принять меры по существу поданного обращения.

Неоднократно сталкивался с ситуацией, когда даже опытные адвокаты, не занимающиеся постоянно семейными спорами, совершенно ошибочно представляют себе функции органа опеки и попечительства. Законодатель в различных ситуациях наделяет органы опеки совершенно различными полномочиями, начиная от простой профилактической беседой и заканчивая правом на незамедлительное отобрание ребенка.

  • При этом далеко не всегда орган опеки и попечительства обладает правовым механизмом воздействия на нарушителя интересов ребенка.
  • «Понять и простить» Родственники очень любят писать заявления об аморальном поведении матерей, о нарушении кем-то из родителей режима бодрствования и отдыха ребенка, и даже о постоянном курении родителей (родителя) в квартире при ребенке.

У самого органа опеки и попечительства во всех подобных случаях нет правового механизма, чтобы повлиять на «нехорошего» родителя. Однако, поскольку закон определяет, что «органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» ( статья 34 Гражданского кодекса Российской Федерации ), и нет единого требования к тому, как этот самый «орган» должен выглядеть в действительности, то во многих регионах помимо специалистов-чиновников, непосредственно исполняющих функции органа опеки и попечительства, создаются и существуют различного рода общественные комиссии, состоящие, как правило из представителей различных служб и ведомств, так или иначе занимающихся работой с несовершеннолетними.

Именно эти комиссии на практике и рассматривают от имени органа опеки и попечительства те обращения, по которым требуется прежде всего профилактическая беседа, признание поведения «виновного» лица недопустимым и общественное порицание, с предупреждением, что дальше уже последуют более жесткие санкции.

Правового значения решение такой комиссии не имеет, но практика показывает, что, во-первых, это решение учитывается при последующем рассмотрении поведения «нехорошего» родителя или родственника всеми прочими органами, включая судебные. А во-вторых, это действительно имеет положительный эффект – порядка половины лиц, заслушанных на заседаниях таких комиссий, делают выводы и корректируют своё поведение.

Зато другая половина граждан не реагирует ни на что, и история заканчивается лишением родительских прав. От разговоров к делу Законодательством предусмотрены категории спорных, конфликтных ситуаций, при рассмотрении которых требуется участие органа опеки и попечительства. В Семейном кодексе Российской Федерации четко определены случаи, когда орган опеки и попечительства должен принять участие в разрешении спорной ситуации в семье.

Так, при наличии разногласия между родителями в вопросах воспитания и образования детей, родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства ( статья 65 СК РФ ). При отсутствии согласия между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства ( статья 58 СК РФ ).

  • Дедушки и бабушки, а также другие родственники могут защитить свое право на общение с ребенком путем обращения в орган опеки и попечительства, который вправе обязать родителей (родителя) не препятствовать такому общению ( статья 67 СК РФ ).
  • Отмечу, что у органа опеки и попечительства нет механизма принудительного исполнения своих решений.

Поэтому если второй участник конфликта не согласен с решением органа опеки и не исполняет его (а в подавляющем большинстве случаев так и происходит), то остается только один путь – обращение в суд. Хотя сам факт обращения в орган опеки и принятое им решение, равно как факт неисполнения этого решения, всегда затем учитываются судами.

  1. Встретимся в суде Существуют категории судебных споров, в которых участие органа опеки и попечительства обязательно.
  2. Семейным кодексом прямо предусмотрено, что в случае, если один из родителей проживает отдельно, и между родителями существуют разногласия по вопросу осуществления отдельно проживающим родителем его родительских прав, спор разрешается судом с обязательным участием органа опеки и попечительства ( статья 66 СК РФ ).

Предусмотрено участие органа опеки и попечительства в рассмотрении судом дел о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, ограничении родительских прав. В этих случаях орган опеки и попечительства наделен правом самостоятельно обратиться в суд с соответствующим иском.

Более того, в соответствии со статьей 77 СК РФ орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей или иных лиц, при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего, и обязан в течение семи дней после отобрания обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав.

В том случае, когда орган опеки и попечительства участвует в судебном разбирательстве, он обязан представить суду устное или письменное (в зависимости от существа дела) мотивированное и обоснованное с правовой точки зрения заключение о том, следует ли удовлетворить заявленные исковые требования.

Также во многих случаях специалисты органа опеки должны выйти в адреса проживания истца и ответчика и составить акты обследования жилищно-бытовых условий, в которых отразить общие технические характеристики жилья, количество и состав проживающих, бытовое и санитарное состояние жилого помещения. Затем эти акты также предоставляются органом опеки в суд, который рассматривает их в качестве доказательств по делу.

Законом всё не предусмотреть На практике помимо вышеперечисленных ситуаций орган опеки и попечительства привлекается к участию в судебном споре в случаях, если решением по такому делу могут быть затронуты права и интересы несовершеннолетнего ребенка.

К такого рода спорам можно отнести случаи выселения семьи из занимаемого жилого помещения (за неуплату коммунальных платежей, в связи с утратой права собственности на данное жилое помещение, в связи с расселением жилого дома, признанного аварийным, и так далее), оспаривание сделки, где одним из собственников имущества является, или являлся несовершеннолетний (как правило это сделки купли-продажи недвижимости), споры о порядке пользования жилыми помещениями и ряд других.

Читайте также:  Как Мужчине Самому Подать На Алименты?

При этом исчерпывающего перечня подобных случаев не существует, и суд в каждом конкретном случае решает вопрос о привлечении к участию в деле органа опеки и попечительства, непосредственно исходя из обстоятельств данного дела. Верховный суд Российской Федерации, обобщая весьма разнообразную региональную судебную практику разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, отдельно затронул вопросы, связанные с участием органа опеки и попечительства в делах данной категории (Обзор утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июля 2011 года).

И что же нам делать? В заключение дам совет. Обращайтесь в органы опеки попечительства, привлекайте их к участию в судебных спорах! Вы при этом ничего не теряете. Если затронутый вами вопрос не входит в компетенцию органа опеки – вам об этом сообщат. Если суд придет к выводу, что орган опеки не должен участвовать в вашем судебном споре – судья информирует вас об этом и объяснит почему.

Но есть высокая вероятность того, что именно органы опеки и попечительства смогут вам помочь в разрешении вашей жизненной ситуации или склонить весы правосудия в вашу сторону.

Почему забирают детей из семьи?

В каком случае у родителей могут отобрать ребенка органы опеки? 1. Родители лишены родительских прав. На основании ст.69 СК РФ, забрать ребенка из семьи могут только после вступившего в законную силу решения суда. В этом случае исполнение судебного решения возложено на судебных приставов при обязательном присутствии сотрудника органов опеки и попечительства.

  • При необходимости, дополнительно возможно привлечение сотрудников полиции.
  • В тех случаях, когда из семьи изымается малолетний ребенок в возрасте до трех лет, возможно привлечение медицинского работника.2.
  • Принято решение об ограничении матери и отца в родительских правах (ст.73 СК РФ).
  • Процедура идентична изъятию несовершеннолетнего при лишении родительских прав.3.

Существует непосредственная угроза жизни и здоровью малыша (ст.77 СК РФ). изъятие происходит сразу же при обнаружении такой угрозы на основании приказа органа местного самоуправления.

Основания для изъятия ребенка из семьи:стойкая алкогольная или наркотическая зависимость родителей малыша;совершение родителями насильственных действий в отношении ребенка (побои, жестокое обращение, насильственные действия сексуального характера);привлечение малолетних детей к попрошайничеству, воровству, иному способу добывания денежных средств;оставление ребенка в опасности;аморальное или асоциальное поведение законных представителей ребенка;антисанитарные условия в жилом помещении;ненадлежащее состояние, либо отсутствие спального места для малыша;отсутствие необходимых для ребенка, либо наличие испорченных и просроченных продуктов;иные факты ненадлежащего исполнения взрослых родительских обязанностей.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ст.38 Конституции РФ). В соответствии со ст.77 Семейного кодекса Российской Федерации основным и единственным способом защиты ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью является его немедленное отобрание у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка, в течение семи дней после вынесения уполномоченными органами акта об отобрании ребенка – обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, а также при ограничении и лишении родительских прав» под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится.

Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).

Разрешение вопроса о немедленном отобрании ребенка на основании статьи 77 СК РФ отнесено к исключительной компетенции органа опеки и попечительства и производится во внесудебном порядке. Характер и степень опасности должны определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств.

Предусмотренная статьей 77 СК РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования, принятие которого влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей).

Тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи.

Читать подробнее: В каком случае у родителей могут отобрать ребенка органы опеки?

Как работает орган опеки?

Почему она приходит — Сотрудники органов опеки могут прийти с проверкой в дом, где проживают несовершеннолетние, если они получили сообщение об угрозе для жизни и здоровья детей. Например, соседи рассказали, что из квартиры несколько часов подряд доносились истошные крики.

  • Или воспитательница детского сада обнаружила подозрительные синяки на теле ребенка.
  • Или врачу в больнице показалось, что малыш слишком тощий.
  • Опека обязана реагировать на все сигналы.
  • Цель проверяющих – защитить детей, или убедиться, что их жизни и здоровью ничто не угрожает.
  • Если они не заберут ребенка, а он потом пострадает, их обвинят в недосмотре.

А если они заберут ребенка без достаточных оснований, их обвинят в превышении полномочий. Угрозой для жизни и здоровья ребенка считается, в частности, отсутствие ухода, соответствующего его возрасту и состоянию здоровья. Например, если родители не кормят младшеклассника или оставляют младенца одного в квартире.

Кто забирает детей?

Изъятие ребенка из семьи органами опеки: основания, порядок процедуру, СК РФ — Органы опеки забирают ребенка у родителей в исключительных случаях: например, когда ему угрожает опасность или он содержится в неподходящих условиях. Могут быть и другие основания. Рассмотрим, за что могут забрать несовершеннолетнего из семьи, как происходит процедура отобрания, какие документы должны быть представлены, могут ли забрать ребенка у нормальных родителей, как себя вести во время проверки, что делать после и как вернуть сына или дочь, если их уже забрали.

Можно ли не пускать органы опеки домой?

Что делать, когда в дверь стучат органы опеки? —

  1. Включите камеру на телефоне, снимайте все происходящее.
  2. Попросите предъявить документы — лучше через глазок, камеру или цепочку. Проверьте документы, позвоните в местную опеку и убедитесь, что эти сотрудники там работают. Сфотографируйте или запишите их имена.
  3. Вы вправе не пустить в свой дом сотрудников органа опеки. Это ваше право на неприкосновенность жилища (по 25-й статье Конституции). Исключение — если опека пришла с полицией. И то не всегда, а только если полиции поступило сообщение о каком-то насилии или преступлении, происходящем у вас. Если полиция утверждает подобное, попросите назвать номер регистрации материала в книге учета сообщений о преступлениях (КУСП) или о происшествиях. Проверьте его, позвонив в дежурную часть. Также попросите удостоверение у полицейского, не открывая дверь, перепишите данные. Если все будет названо и предъявлено, дверь придется открыть, а то взломают.
  4. Спросите, по какому поводу визит. Уточните, от кого поступила жалоба на вас. Учтите, что анонимные жалобы органы опеки и полиция могут проверять только в крайнем случае, если им сообщают о чем-то, что может свидетельствовать о серьезной опасности (например, слышны крики ребенка и призывы о помощи). Если сказали, что жалоба от соседей, предложите опеке сначала сходить к ним и убедиться, что не возникло недоразумение.
  5. Если вы понимаете, что визит опеки — это попытка давления, рекомендуем сразу обратиться к адвокату или юристу, попросить приехать. Скажите, что впустите опеку и полицию, только когда приедет защитник. Предупредите органы опеки, что свяжитесь с ОВД-Инфо и журналистами.
  6. Вы также можете попытаться через дверь назначить другой день для визита, чтобы получше подготовиться, или договориться о встрече на территории органа опеки.
  7. Если вы решили открыть дверь, перед этим приберитесь (бардак, конечно, не основание для законной претензии, но на всякий случай стоит), уберите бытовую химию, электроприборы, ножи, медикаменты из зоны досягаемости ребенка, проверьте внешний вид ребенка.

Что смотрят органы опеки в квартире?

— 1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных (далее — подопечные), соблюдения опекунами или попечителями (далее — опекуны) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.2.

В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — проверки).3.

Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

  1. 4. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:
  2. а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
  3. б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
  4. в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
  5. 4(1). При помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот), под надзор на период до его устройства на воспитание в семью плановая проверка проводится в виде посещения ребенка в организации для детей-сирот:
  6. а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор;
  7. б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор.

(п.4(1) введен Правительства РФ от 10.02.2014 N 93) 5. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.6.

  • При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.
  • Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.7.

В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку. В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного.

  1. Абзац введен Правительства РФ от 10.02.2014 N 93) 8.
  2. По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — акт проверки условий жизни подопечного) по ), ус танавливаемой Министерством просвещения Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2014, от 19.12.2018 )

  • 9. В акте проверки условий жизни подопечного указываются:
  • а) оценка соблюдения прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества;
  • б) оценка соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
  • 10. При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей, предусмотренных Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов подопечного в акте проверки условий жизни подопечного дополнительно указываются:
  • а) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения;
  • б) рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни подопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей;
  • в) предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных Российской Федерации (при необходимости).

11. Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства. Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну или в организацию для детей-сирот в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

  1. 13. В случае если действия опекуна осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному развитию подопечного, а также если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки:
  2. а) принимает акт об освобождении опекуна от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну;
  3. б) осуществляет меры по временному устройству подопечного (при необходимости);
  4. в) принимает решение об устройстве подопечного в другую семью или в организацию для детей-сирот.

(в ред. Правительства РФ от 10.02.2014 N 93) 14. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного орган опеки и попечительства вправе немедленно забрать его у опекуна в, установленном семейным законодательством Российской Федерации. Читать подробнее: Проверки условий проживания опекаемых

На каком основании могут забрать ребенка у матери?

На каком основании отец может забрать ребенка у матери? — судимость, приводы в полицию; тяжелая болезнь, препятствующая проживанию с детьми; насилие по отношению к детям; невыполнение родительских обязанностей (оставление детей у других лиц, непосещение ими школы и т.

На каком основании могут забрать ребенка?

— злоупотребление родительскими правами; — жестокое обращение с детьми, психическое или физическое насилие; — хронический алкоголизм или наркомания; — совершение умышленного преступления против жизни и здоровья детей либо супруга.

Как правильно общаться с органами опеки?

Подготовка к общению и правила общения — Прежде всего, настраивайтесь на то, что чиновник отнесется к вам внимательно и с уважением.

Учтите, что рассчитывая на внимание и уважение, следует проявить их самому. Трудно понравиться тому, кто не нравится вам, особенно, если вы активно это выражаете. Для начала стоит поздороваться, представиться, выяснить имя и отчество того, к кому вы обращаетесь, кратко и внятно изложить цель обращения. Люди предпочитают соглашаться с теми, кто для них привлекателен, с теми, с кем они имеют сходство, а также с теми, кто вызывает приятные ассоциации. Помните – встречают по одежке. Старайтесь одеться по-деловому, не слишком вызывающе. Одежда не должна быть неряшливой и заведомо небрежной. Не стоит надевать слишком дорогие, слишком экстравагантные вещи. Также по возможности лучше избегать «этнических» одежды и аксессуаров. Лучше одеться в деловом стиле. Деловой костюм играет роль униформы, заставляет по-иному, нежели другая одежда, воспринимать ваши слова. Постарайтесь быть приятными, вежливыми, благожелательными и сдержанными, даже если вам этого не хочется. Возможно, вам представится случай открыть дверь, предложить простую помощь, сделать комплимент, похвалить оперативность в решении вопроса и компетентность чиновника – всё это может помочь вам больше, чем жалобы, Заранее изучите Семейный кодекс и иные нормативные документы, возможно даже выучите пару важных статей. Проявите свою компетентность, но без заносчивости. Выберите время, удобное специалисту, чтобы он не спешил и к нему не было «километровой» очереди. Если в коридоре всегда большая очередь, идите на приём и решайте свой вопрос, не обращая внимания на очередь. Вам не должно быть «неудобно», что «люди ждут» – не вы виноваты в том, что приходится долго объяснять и требовать то, что вам и без того полагается. Четко, кратко и ясно излагайте суть дела и свою просьбу. Отсутствие конкретики или изобилие деталей раздражает, мешает воспринимать суть вашего обращения. Потренируйтесь говорить достаточно громко, спокойно и уверенно, например, перед подругой, супругом, включенным телевизором – это очень помогает. Рекомендуем делать мысленные паузы между словами, чтобы ваша речь была спокойной и уверенной. Попробуйте дома разыграть простую сценку: предположите, что чиновник сразу же говорит, что это «не его вопрос» и вам нужно идти куда-то ещё, но вы точно знаете, что за решение данного вопроса отвечает именно этот чиновник. Укажите причину, по которой вы обратились к чиновнику, используя слова «потому что», тем самым запуская реакцию уступчивости у того, к кому обращаетесь с просьбой. Когда мы просим кого-нибудь сделать нам одолжение, мы добиваемся большего успеха, если представляем причину (даже «неуважительную»). Возьмите с собой все необходимые подтверждающие документы: заявления, квитанции, письма, фотографии, подготовьте заранее их копии. Во время встречи всегда договаривайтесь о следующих шагах. Если вопрос сразу решить невозможно, добивайтесь, чтобы вам четко сказали, что конкретно от вас требуется, какие нужны документы, когда и где их можно получить, а также когда состоится следующая встреча. Попросите телефон, адрес, приемные часы того, к кому следует обратиться, если вы обратились к специалисту «не по адресу». Если вы не уверены в своих силах, возьмите с собой группу поддержки – родственника, подругу, мужа, специалиста (в зависимости от ситуации и вопроса – учителя, воспитателя, врача, адвоката). Называйте этого человека своим представителем – вы имеете на это право. Чиновнику будет гораздо сложнее одновременно кричать на несколько человек, хамить или обманывать. Предоставляйте слово вашему спутнику, представителю, если ситуация вас нервирует. Лучше предоставить слово тому, кто более спокоен и менее эмоционально уязвим. Однако вы имеете право на оправданные эмоции, там, где это уместно, тут главное не переборщить. Поскольку люди любят, когда их просят, особенно о том, что они легко способны сделать, просите дать совет, помочь разрешить конфликт. Пусть чиновник почувствует, с одной стороны, власть и силу, с другой — ответственность за решение данного вопроса. Попытайтесь воззвать к чувству долга чиновника, его авторитету. Не начинайте с утверждений «Доколе это будет продолжаться!», дайте возможность чиновнику разобраться, даже если у него на это уже было время. Постарайтесь понять характер чиновника: в одних случаях уместно обращаться как к последней и единственной инстанции, в других — таким отношением можно нарваться на отказ принимать решение вообще, отфутболивание. В любом случае, постарайтесь вызвать в чиновнике человеческие чувства. Ссылайтесь на то, что другие чиновники поступают так же, давайте понять, что от вашего специалиста требуется только то, что уже одобрено обществом и/или другими специалистами, начальством, особенно известным чиновнику. Чиновник во многом в силу своего положения ориентирован на стереотипное мышление.

Читайте также:  Сколько Получают Матери Одиночки После Развода?

Сколько раз приходят органы опеки?

усыновите.ру

Контроль за условиями жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье опекуна (попечителя) Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей. В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного: 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна; 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна; 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку. Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки. В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку. В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного. По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов подопечного в акте проверки условий жизни подопечного дополнительно указываются: перечень выявленных нарушений и сроки их устранения; рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни подопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей; предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости). Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства. Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну или в организацию для детей-сирот в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства. Акт проверки условий жизни подопечного может быть оспорен опекуном в судебном порядке. В случае если действия опекуна осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному развитию подопечного, а также если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки: а) принимает акт об освобождении опекуна от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну; б) осуществляет меры по временному устройству подопечного (при необходимости); в) принимает решение об устройстве подопечного в другую семью или в организацию для детей-сирот. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного орган опеки и попечительства вправе немедленно забрать его у опекуна в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации.

Читать подробнее: усыновите.ру

Как быстро реагируют органы опеки?

Как обратиться в органы опеки. Как работает опека

  • В мы разобрали, что можно сделать, когда в соседней квартире регулярно слышны долгие и громкие крики, сильный детский плач и вы переживаете за безопасность ребенка.
  • Если попытки повлиять на ситуацию и помочь маме и ребёнку не увенчались успехом, то можно обратиться либо в Комиссию по делам несовершеннолетних, либо напрямую в органы Опеки.

Для подготовки этого материала я побеседовала с сотрудником опеки.⠀ 1. Обращение в органы Опеки. Как это сделать? Туда можно позвонить, совершить личный визит, написать эл. письмо или отправить письмо по почте.2. Может ли в опеку обратиться один человек или нужно группой? Обратиться может как один человек, так и группа лиц.3.

  1. Должен ли заявитель предоставлять паспортные данные опеке? Заявление может быть анонимным или с предоставлением личных данных.4.
  2. Как быстро опека реагирует на заявление? Опека обязана отреагировать в течение 3 дней с момента получения обращения.5.
  3. Что важно указать при обращении в опеку? Чем больше заявитель предоставит информации при обращении в органы опеки – тем лучше.

Если вы знаете, укажите: состав семьи, возраст детей, в какой садик или школу они ходят и т.д – всё, что вам известно о семье и о беспокоящей вас ситуации.6. Что проверяет опека, когда выезжает по адресу? Сотрудники проверяют элементарный порядок дома.

  • Не нужен хороший ремонт – сотрудники понимают, что все люди живут по-разному.
  • Но у ребёнка обязательно должно быть постельное белье, элементарный минимум продуктов питания в холодильник и хоть какие-то игрушки.
  • А у детей школьного возраста – канцелярия и место для занятий.7.
  • Что будет делать опека, если семья бедная? Если семья живёт бедно – опека даст рекомендации, куда обратиться, какие благотворительные организации оказывают материальную помощь малоимущим семьям и какие пособия от государства им положены.

Опека помогут собрать необходимые документы для получения пособий и направить в «Центр помощи семье и детям», где нуждающимся оказывают помощь. Ребёнка никогда не будет изымать из семьи, если семья просто бедно живёт.8. Что делает опека, если есть сомнения в безопасности ребёнка? Если у сотрудников возникают подозрения, что существует угроза жизни, здоровью и психике ребёнка, то они делают запросы в садик или школу и в поликлинику, где он наблюдается. 9. В каких случаях опека производит изъятие детей? Изъятие детей может произойти только в том случае, если специалисты застали родителей: – В состоянии алкогольного опьянения.– В состоянии наркотического опьянения.– Если дети заброшены и голодные.

  1. – Если в доме царит полная антисанитария.
  2. Все эти ситуации – угроза жизни, здоровью и безопасности ребёнка.

10. Куда помещается ребёнок, если опека забрала его из дома? Дети от 3 лет временно помещаются в социально-реабилитационный центр (приют). Дети до 3 лет – в детскую больницу. В приюте – всё как в детском саду: группа, спальня, туалет, веранда для прогулок.

В больнице ребёнок находится в палате. С детьми в больнице никто не гуляет и не играет, но часто туда для этого приходят волонтёры. В больнице ребёнка могут продержать не более 3-х месяцев, потом его отправляют в «Дом ребёнка», если родители не исправили ситуацию.11. Вернёт ли опека ребёнка родителям? Это зависит от родителей.

Если они активно сотрудничают с органами опеки, идут на контакт, предоставляют необходимые документы, устраиваются на работу, устраняют антисанитарию дома, кодируются от алкоголизма (им выдается направление на бесплатную кодировку), лечатся от наркомании – в этих случаях опека возвращает им ребёнка.

  1. 12. Как быстро опека возвращает ребёнка родителям? Если с алкоголизмом и наркоманией был случайный эпизод, а не хроническая болезнь, то ребёнка вернут быстро, в течение недели.
  2. Антисанитарию тоже можно быстро исправить.
  3. А в случае серьезных проблем с алкоголизмом, наркоманией, психиатрическими диагнозами, антисоциальным образом жизни – ребёнок может находиться в приюте или больнице месяц и более, т.к.

родителям нужно много времени для исправления ситуации. 13. В каком случае опека не вернет ребёнка родителям? Если родители никак не сотрудничают с органами опеки, ничего не предпринимают, чтобы ребенка вернули, никак не исправляют сложившуюся ситуацию, то через 6 месяцев опека или приют, как госучреждение, подаёт в суд иск о лишении родительских прав.14.

  • Что происходит дальше с ребёнком после того, как опека подала в суд? После вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав и приобретении ребёнком статуса (подробнее – ниже), ему подбирается опекун.
  • Если кандидатов в опекуны на этого ребёнка нет, значит, его увозят в интернат на полное государственное обеспечение до окончания 9 класса.

Потом — в профессиональное учебное заведение и в общежитие, где он тоже находится на гособеспечении.15. Что такое «статус ребёнка», и почему это важно для органов опеки? Ребёнок получает определённый статус по решению суда. В статусе может указываться, что родители либо умерли, либо лишены родительских прав, либо временно ограничены в родительских правах по состоянию здоровья (психическое заболевание, туберкулёз и др), либо признаны безвестно отсутствующими, либо отбывают наказания в местах лишения свободы и др.

Это касается обоих родителей.16. Что делает опека, если с одним из родителей всё в порядке? Если ребёнок, например, жил с мамой больной алкоголизмом, а папа живет отдельно, то сотрудники опеки заберут ребёнка у матери и будут искать отца – будут запрашивать его регистрацию, выходить по полученному адресу, извещать его о сложившейся ситуации и информировать о необходимости забрать ребёнка.

Если отец отказывается и не хочет принимать никакого участия в судьбе ребёнка, то его также, вместе с матерью, лишат через суд родительских прав.17. Как стать опекуном? Существует база детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые содержатся в интернатах по региону и стране.

Любой человек, который желает стать опекуном, собирает пакет документов, получает заключение кандидата в опекуны и ему подбирают ребёнка из госучреждения. Более того, можно брать ребёнка из интерната под опеку не навсегда, а, например, если не уверен в своих силах, на временное пребывание, каникулы или выходные дни.

При этом, опекуна всегда предупреждают, что в любое время ребёнок может быть отдан его родителям. 18. Можно ли усыновить ребёнка из опеки? Ребёнка можно также усыновить, но для этого у него должен быть соответствующий статус. Например, если родители временно ограничены в родительских правах – усыновить ребёнка не получится, только взять под опеку. Кроме того, усыновление занимает значительно больше времени, чем оформление опекунства: это время, пока идет судебный процесс, а также время, пока решения суда вступает в законную силу.

  • А опека над ребёнком оформляется за сутки.19.
  • Какие можно сделать выводы о работе органов опеки? Не бойтесь обратиться в опеку, если вам кажется, что ребёнку угрожает опасность и вы боитесь за его жизнь и здоровье.
  • Вы не сделаете хуже – сотрудники придут по адресу и проверят, в каких условиях содержится ребёнок и не являются ли его родители психически больными людьми, или больными алкоголизмом или наркоманией, не ведут ли антисоциальный образ жизни.

А также есть шанс, что семья, в которой кричат на ребёнка на регулярной основе или применяют физические наказания, увидят, что их поведением обеспокоены органы опеки, и они начнут больше себя контролировать, меньше срываться, реже поднимать руку на малыша, или прекратят наказывать физически совсем.

  • Безусловно, это будет только лучше для ребёнка.P.S.
  • Если вы хотите наладить отношения с вашим ребёнком и воспитывать его без криков и наказаний, приглашаю вас на мой бесплатный онлайн-марафон «Воспитание без криков и наказаний».
  • Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.P.P.S.
  • Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже. Читать подробнее: Как обратиться в органы опеки. Как работает опека

Какие права у органов опеки?

Полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства закреплены в ст.77 и ст.121 Семейного кодекса РФ, а также в Главе 2 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Согласно п.1 ст.121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства:

выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей соответствии с Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей ( ст.123 Семейного кодекса РФ ), осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается, Также, согласно ст.77 Семейного кодекса РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка, в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Что касается непосредственно деятельности по опеке и попечительству, то согласно ст.5 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» она осуществляется в соответствии со следующими принципами: 1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей; 2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству; 3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства в этой области являются: 1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; 2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» на органы опеки и попечительства могут быть возложены и иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Для выполнения вышеперечисленных задач органам опеки и попечительства предоставляются следующие полномочия (ч.1 ст.8 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» ): 1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; 2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; 3) установление опеки или попечительства; 4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 5) освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; 6) выдача в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; 7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со ст.38 Гражданского кодекса РФ ; 8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных; 9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со ст.36 Гражданского кодекса РФ ; 10) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, в порядке, определенным Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» ; 11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» ; 12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов; 13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

Читайте также:  Можно Ли Без Суда Уменьшить Алименты?

В каком случае органы опеки могут забрать ребенка?

Сейчас детей из семей изымают полиция и опека. Последнюю нередко критикуют за несправедливые решения — Сейчас отобрать ребенка из семьи органы опеки могут только «при непосредственной угрозе жизни или здоровью» по статье 77 Семейного кодекса. После этого опека обязана уведомить прокуратуру и в течение недели обратиться в суд с требованием лишить семью родительских прав.

Такой подход не предполагает, что опека намерена возвращать детей в семью, из которой их забрали. Из-за этого нынешнее законодательство критикуется общественниками. Они считают формулировку «угроза жизни и здоровью» слишком размытой. Органы опеки не могут прийти с проверкой в семью просто так — им нужна жалоба, например, от врачей, учителей или соседей.

Тем не менее в СМИ нередко освещаются истории, когда детей забирают и из благополучных семей, например, за шлепок по попе, а из неблагополучных, наоборот, не забирают, несмотря на опасность для ребенка. Такое случилось, например, с сестрами Хачатурян, которые обвиняются в убийстве своего отца (за то, что он много лет подвергал их домашнему и сексуальному насилию).

  • Органы опеки навещали сестер, которые тогда были школьницами, но не предприняли никаких действий.
  • Но случается и наоборот.
  • Русская служба Би-би-си описывала историю московской пары, которая взяла трех сестер из приюта.
  • Пару лишили опеки над девочками из-за того, что сестры подрались и мать заподозрили в «умышленном причинении легкого вреда здоровью».

Однако отобрание ребенка по 77-й статье Семейного кодекса — сложный бюрократический механизм. Опеке нужно собрать документы и доказательства для будущего суда. Поэтому чаще опека вызывает полицию и просит составить акт о безнадзорности ребенка. Автор фото, Sergei Savostyanov/TASS Подпись к фото, Сейчас отобрать ребенка из семьи органы опеки могут только «при непосредственной угрозе жизни или здоровью» В этом случае полиция пользуется широкой формулировкой о «безнадзорности».

  • Но этот подход не такой радикальный и оставляет возможность опеке вернуть ребенка в семью.
  • Опека чаще пользуется именно этим способом — это проще, чем отобрать ребенка по 77 статье.
  • По статистике на 2016 год, которую приводит «Коммерсант», по 77-й статье Семейного кодекса забрали около 3,3 тысячи детей.

А по закону о безнадзорности вдвое больше — 7,5 тысячи. «В настоящий момент практика применения статьи 77 органами опеки и попечительства не очень распространена, в том числе в силу их загруженности — им трудно быстро и объективно оценить ситуацию в семье, поэтому многие дети возвращаются к родителям, у которых были отобраны», — комментирует юристка Екатерина Тягай, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper.

Что нужно для того чтобы лишить мать родительских прав?

Как лишить мать родительских прав на ребенка? — Для того, чтобы лишить мать прав на ребенка, необходимо подать исковое заявление в суд. Истцом может выступать опекун или попечитель, человек, с которым проживает ребенок, прокурор, органы опеки или сам ребенок при достижении 14-летнего возраста. Вместе с исковым заявлением следует подать и другие документы. Документы для лишения родительских прав матери:

  • Копия искового заявления о лишении родительских прав;
  • Копия свидетельства о рождении ребенка, чью мать нужно лишить прав;
  • Копия свидетельства о заключении брака при его наличии;
  • Копия свидетельства о расторжении брака при его наличии;
  • Справка с места жительства;
  • Характеристики на мать и ребенка (с места жительства, работы, с детского сада, школы);
  • Заключение психолога о состоянии ребенка – получают в органах опеки;
  • Акт об условиях проживания матери – составляется органами опеки;
  • Приговор суда, если ребенок был физически травмирован матерью;
  • Документы, подтверждающие неуплату алиментов;
  • Квитанция об уплате пошлины;
  • Любые доказательства, которые могут подтвердить основания для лишения матери родительских прав.

Для лишения матери родительских прав нужно пройти следующие шаги:

  • Обращение в органы опеки и попечительства, которые проверят условия проживания матери и ребенка и составят соответствующий акт, пообщаются с ребенком;
  • Обращение в суд в случае нанесения физического вреда ребенку;
  • Обращение в службу судебных приставов в случае неуплаты алиментов для получения справки, подтверждающей неуплату алиментов;
  • Обращение в суд по месту жительства матери с исковым заявлением о лишении родительских прав.

Суд рассмотрим исковое заявление, проверит все приложенные документы, опросит всех необходимых свидетелей и вынесет решение о возможности лишения матери родительских прав. На самом деле, лишение родительских прав – это очень сложная процедура, тем более в отношении матери. Для того, чтобы мать лишить родительских прав, нужны действительно очень веские основания.

Сколько раз приходят органы опеки?

усыновите.ру

Контроль за условиями жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье опекуна (попечителя) Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей. В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного: 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна; 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна; 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку. Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки. В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку. В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного. По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов подопечного в акте проверки условий жизни подопечного дополнительно указываются: перечень выявленных нарушений и сроки их устранения; рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни подопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей; предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости). Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства. Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну или в организацию для детей-сирот в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства. Акт проверки условий жизни подопечного может быть оспорен опекуном в судебном порядке. В случае если действия опекуна осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному развитию подопечного, а также если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки: а) принимает акт об освобождении опекуна от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну; б) осуществляет меры по временному устройству подопечного (при необходимости); в) принимает решение об устройстве подопечного в другую семью или в организацию для детей-сирот. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного орган опеки и попечительства вправе немедленно забрать его у опекуна в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации.

Читать подробнее: усыновите.ру

Можно ли анонимно сообщить в органы опеки?

Акмалов А.Г. В данном случае анонимные сообщения органы опеки не принимают.

Как сообщить в органы опеки?

Заявление нужно подать в орган опеки и попечительства одним из следующих способов: в электронном виде на официальный электронный адрес органа; по почте (с описью вложения); лично – в приемную (лучше подготовить два экземпляра заявления: один – для подачи, второй – для проставления штампа о принятии и возврата заявителю

Какие права имеют органы опеки?

усыновите.ру

  • Родители ребенка или лица, их заменяющие, утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя.
  • Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством.
  • Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.
  • Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
  • Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного.
  • Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
  • При временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна или попечителя в отношении подопечного.
  • Как опекуны, так и попечители обязаны:
  • Заботится о содержании подопечных (т.е. предоставлять им питание, одежду и т.п.).
  • Обеспечивать подопечного уходом и лечением.
  • Заботиться о воспитании ребенка (о его психическом, духовном и нравственном развитии) (опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства).
  • Обеспечить получение ребенком основного общего образования; опекун или попечитель имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования. Заботиться о здоровье ребенка и о его физическом развитии.
  • Заботиться об общении ребенка с его родственниками и регулировать порядок общения.
  • Представлять и защищать права и интересы ребенка.

Это фактические действия, которые в соответствии со статьей 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязаны совершать опекуны и попечители несовершеннолетних. Юридические действия опекунов (попечителей) направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов подопечных. Опекуны и попечители обязаны защищать интересы подопечных, а, следовательно, имеют право и обязаны:

  • Подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пособий, пенсий;
  • Подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного;
  • Принимать меры по защите прав собственности подопечного (подавать иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности и прочие);
  • Опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов.
  • Предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному;
  • Обращаться в лечебные, учебные и иные учреждения с целью получения подопечным медицинских, образовательных и прочих услуг как на безвозмездной, так и на возмездной основе;
  • Защищать жилищные права подопечного путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, подачи заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.;
  • Обращаться с заявлением ко всем другим гражданам, организациям, органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам в случаях нарушения прав подопечного или при угрозе такого нарушения.

Опекуны и попечители не вправе:

  • Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование;
  • Предоставлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.
  • Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.
  • Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.
  • Опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением. Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
  • Опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает пять лет. В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок.
  • Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Опекуны и попечители вправе:

  • Опекун или попечитель вправе требовать на основании решения суда возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка.
  • Опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации.
  1. В интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.
  2. Любые действия (бездействие) по осуществлению опеки или попечительства опекуном или попечителем ребенка могут быть обжалованы родителями или другими родственниками либо усыновителями ребенка в орган опеки и попечительства.
  3. В случае если опекун или попечитель не подчиняется решению органа опеки и попечительства, родители или другие родственники либо усыновители ребенка вправе обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов ребенка и (или) своих прав и законных интересов.
  4. Неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей.
  5. Ответственность опекунов и попечителей:
  • Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных.
  • Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного.

При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.